Сентябрь 2019
            1
30

10 декабря 2009

Ученые полагают, что сопротивляемость организма туберкулезу имеет генетическое происхождение

Ученые, исследовавшие 128 южноафриканских семей, выявили генетические признаки, которые могут защитить некоторых людей от туберкулеза. В будущем на основе этого исследования может быть разработана новая противотуберкулезная вакцина. Подробности исследования были опубликованы в профессиональном издании Journal of Experimental Medicine, сообщает агентство Reuters.

Как известно, 1,8 миллиона человек во всем мире скончались в 2008 году от туберкулеза. Около полумиллиона пациентов страдали также от синдрома приобретенного иммунодефицита. Туберкулез стоит на седьмом месте в списке причин смерти во всем мире.

Исследование, проведенное в Южной Африке, может раскрыть механизмы, лежащие в основе естественного сопротивления инфекции туберкулеза. Руководитель исследовательской группы Эрвин Шурр, специалист в области молекулярной генетики из Канады, полагает, что подтверждение того факта, что сопротивляемость туберкулезу не случайна, а имеет генетическое происхождение, крайне важно.

По его словам, определение гена, отвечающего за невосприимчивость к туберкулезу, поможет ученым обеспечить защиту людям, которые подвержены инфекции. Отмечается, что на сегодняшний день эффективной противотуберкулезной вакцины не существует. БЦЖ, которая применяется с 1919 года для профилактики туберкулеза, несколько повышает сопротивляемость организма детей и не защищает взрослых.

Эрвин Шурр и его коллеги изучили 128 семей, проживающих в пригородах Кабо в Южной Африке – в районах с высоким распространением туберкулеза. Ни один человек из этих семей не болел туберкулезом, хотя некоторые были инфицированы туберкулезной бактерией. Речь идет о 186 взрослых и 350 детях, имеющих природную невосприимчивость к туберкулезу. Около 40% детей в этих семьях не были даже инфицированы туберкулезом.

Изучив гены людей в подопытной группе, ученые обнаружили различие в двух конкретных хромосомах детей, которые не были заражены туберкулезом. Речь идет об одиннадцатой и пятой хромосомах. Вычислив ген, который отвечает за невосприимчивость к туберкулезу, исследователи намерены выяснить механизм его работы. «Таким образом, мы сможем понять, как повлиять на эту функцию у людей, восприимчивых к туберкулезу», – отметил Эрвин Шурр.

Ученые планируют расширить свои исследования также на Вьетнам и Марокко, в дополнение к Южной Африке.

Источник: Эпидемиолог.ру

ВИЧ размножается в организме человека благодаря древнему кошачьему гену

Американские ученые выяснили, что ВИЧ передается от человека к человеку и распространяется в организме благодаря гену, унаследованному от похожего кошачьего вируса.

Это открытие не только поможет в разработке новых лекарств и вакцин против смертельных и неизлечимых вирусов, но и позволит пролить свет на другие вирусы, передающиеся от животных к людям (свиной грипп и др.). Наконец, специалисты смогут дать ответ на вопрос, каким образом древний вирус вызвал пандемию СПИДа, продолжающуюся уже четверть века.

Роберт Бамбара и его коллеги из Медицинского центра Университета Рочестера обнаружили до сей поры остававшийся незамеченным участок генетического материала в РНК вируса (ВИЧ является ретровирусом, то есть для выполнения своих зловещих функций он использует РНК, а не ДНК). Этот кусочек сильно напоминает человеческую РНК, а именно ген tRNALys. «Мы нашли не только ген, но и правдоподобное объяснение тому, почему он все еще здесь через миллионы поколений: его присутствие позволяет ВИЧ значительно лучше воспроизводиться внутри наших клеток», – подчеркивает Роберт Бамбара.

Предком ВИЧ, как полагают, был обезьяний вирус иммунодефицита (SIV), который поражает шимпанзе. А тот в свою очередь развился из кошачьего вируса иммунодефицита (FIV). Имеющие отношение к ВИЧ вирусы выявлены также у овец, коз, лошадей, крупного рогатого скота, но только FIV, как представляется, является близким родственником ВИЧ и SIV.

Сегодня носителями ВИЧ являются 33,4 млн. человек. С начала пандемии от СПИДа погибли 25 млн. человек.

Выводы исследователей опубликованы в журнале Nature Structural and Molecular Biology.

Источник: Эпидемиолог.ру

Анеуплоидия вызывает рак, а не наоборот

Хромосомная аномалия анеуплоидия может вызывать рак. Ученые давно подозревали, что мутации генов, приводящие к ошибочному разъединению хромосом во время деления клетки, виноваты в развитии опухоли.

Исследователи из Клиники Майо (США) с помощью известных и новых методик воспроизведения человеческого рака в организме мышей смогли доказать, что рак связан с анеуплоидией, а также выявили причины и механизм этой связи. Обнаружено, что клетки не способны подавить опухоль при наличии неполного митоза. «Это все равно, что потерять антивирусное ПО на компьютере, – поясняет представитель клиники Боб Неллис. – Такая клетка как бы сама говорит раку: приди и возьми меня».

Тем не менее, далеко не всегда подобная хромосомная аберрация приводит к раку. Это зависит от индивидуальной генетической истории, а также от типа рака. Ученые установили, что чаще всего анеуплоидия вызывает рак толстой кишки и лимфому.

Прежде никто точно не знал, то ли анеуплоидия приводит к раку, то ли вызывается им.

Результаты исследования опубликованы в журнале Cancer Cell, а в другом издании – Journal of Cell Biology – сотрудники Национального онкологического института (США) показали, что пространственная организация генов может быть ключом к диагностике злокачественных образований. Они обнаружили, что в клетках тканей, пораженных раком молочной железы, некоторые гены меняют свое положение по сравнению со здоровыми клетками. Выяснение позиции всего лишь одного гена – HES5 – позволило ученым со стопроцентной точностью диагностировать рак.

Источник: ММА им. И.М. Сеченова