Календарь дайджеста

Май 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
 << <   > >> 
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Новости онкологии

2 апреля 2010

Расширенное заседание Коллегии Минздравсоцразвития России

26 марта под председательством Министра Татьяны Голиковой состоялось расширенное заседание Коллегии Минздравсоцразвития России «Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2009 году и задачах на 2010 год».

Выдержки из выступления Татьяны Голиковой.

В прошедшем году социально-экономическое развитие страны было подвергнуто серьезным испытаниям. Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся осенью 2008 года, оказал негативное влияние на основные базовые показатели развития экономики. Снизился объем валового внутреннего продукта, уменьшились объемы промышленного производства, строительной деятельности, грузооборота транспорта, розничного товарооборота.

Это сразу же отразилось на ситуации в социальной сфере. Некоторые социальные показатели по сравнению с предыдущим годом ухудшились. Прежде всего, это касается снижения реальной заработной платы в ведущих отраслях экономики, роста задолженности по оплате труда, увеличения безработицы и неполной занятости.

Однако положение дел, могло бы быть гораздо хуже, если бы на высшем государственном уровне не была принята программа антикризисных мер Правительства, которая определила приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике и пути их решения.

В 2009 году был завершен перевод работников федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда, в рамках увеличения фонда оплаты труда на 30% по сравнению с предыдущим годом. Должна сказать, что такая работа успешно проведена в регионах.

Результат проведенных мероприятий известен. Реальные денежные доходы населения в 2009 году по сравнению с 2008 годом не только не уменьшились, но даже выросли на 2,3%. Это лучше, чем в 2008 году по сравнению с 2007 годом, когда рост реальных доходов населения составил 1,9%. Реальный размер назначенных пенсий увеличился на 10,7%. Решена важнейшая социальная задача – с 1 декабря 2009 года средний размер социальной пенсии несколько превысил прожиточный минимум пенсионера. Возросла покупательная способность социальных пособий и выплат. Реальная заработная плата работников бюджетной сферы увеличилась на 8,4%.

Несмотря на финансово-экономический кризис мы разработали и приступили к реализации масштабных проектов по модернизации пенсионной системы, по реформированию системы социального страхования на базе введения страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по улучшению ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами, по остановке неконтролируемого роста цен на лекарственные препараты.

Важным общественным вопросом является внедрение единой для всей страны стандартизации оказания медицинской помощи, гарантирующей ее качество и доступность. В 2009 году совместно с Главными внештатными специалистами Минздравсоцразвития разработаны и утверждены семь порядков оказания медицинской помощи населению при социально-значимых заболеваниях – острых нарушениях мозгового кровообращения, сочетанной травме, онкологических, кардиологических, урологических заболеваниях, акушерство-гинекологической патологии, порядок трансплантологии. Начато создание стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и значимых заболеваниях на основе электронной системы, позволяющей просчитывать их стоимость в автоматическом режиме. Это новое поколение стандартов, которые не только включают наиболее эффективные и современные методы диагностики, лечения, реабилитации, в том числе высокотехнологичные методы хирургии, и таким образом гарантируют качество медицинской помощи, но и отличаются своей экономической обоснованностью. Разработана математическая модель просчета Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на основе медико-статистических и медико-экономических показателей.

Реализовывались важнейшие проекты в здравоохранении – это программы снижения смертности от сосудистых и онкологических заболеваний, туберкулеза, дорожно-транспортных происшествий, развития службы крови, сохранения потенциала санаторно-курортной сферы и формирования системы современных курортных комплексов. Продолжалась реализация целого комплекса мероприятий, направленных на охране здоровья матери и ребенка.

Мы приступили к широкомасштабной реализации программы формирования здорового образа жизни, а также к созданию единой информационной системы в здравоохранении, предусматривающей, в том числе, персонифицированный учет оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи только за один 2009 год увеличились на 12%.

Реализация приоритетных национальных проектов еще раз доказала, что важной проблемой, стоящей перед отечественным здравоохранением, является проблема кадров. Результатом совместной работы Министерства и межрегиональных общественных организаций (Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, Совета директоров средних медицинских и фармацевтических образовательных учреждений) их результатом работы стала разработка нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение». Специально созданными учебно-методическими комиссиями начата работа по методическому сопровождению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов для обеспечения готовности выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждения к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи.

В целях организации и проведения мониторинга медицинских и фармацевтических кадров, позволяющего оценить структуру потребности отрасли в кадровых ресурсах и рациональности их размещения, в 2009 году разработан проект Федерального регистра медицинских работников и завершена его опытная эксплуатация в Ивановской области. С 2010 года проводится введение Федерального регистра на всей территории Российской Федерации.

Для приведения образовательного уровня специалистов здравоохранения в соответствие с занимаемой должностью в 2009 году разработаны Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения. В 2010 году планируются к разработке Квалификационные требования к специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения. Более того идет работы по расширению требований к квалификации медицинских и фармацевтических работников.

Увеличиваются также максимальные суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности. Так, при страховом стаже до 5 лет максимальный размер пособия увеличится до 20750 рублей (по сравнению с уровнем 2009 года прибавка составляет 2030 рублей), при страховом стаже от 5 до 8 лет – до 27666 рублей (прибавка 8946 рублей), при страховом стаже 8 и более лет – до 34583 рублей (прибавка 15863 рубля).

В 2010 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» первостепенное значение будет уделяться снижению смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, сосудистых и онкологических заболеваний, формированию у граждан мотивации ведения здорового образа жизни, сокращение потребления алкоголя и табака.

Мы предполагаем приступить к разработке общероссийской программы «Здоровье на производстве», целью которой будет создание системы медико-профилактического обслуживания работающих, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, минимизация последствий для здоровья неблагоприятных профессиональных факторов.

Практически все мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье», запланированные на 2010 год, нацелены на решение основной демографической задачи – сбережение населения. Более 144,4 млрд. рублей будет направлено на мероприятия приоритетного национального проекта, связанные с формированием здорового образа жизни, развитием первичной медико-санитарной помощи и совершенствованием профилактики заболеваний, повышением доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствованием медицинской помощи матерям и детям.

В 2010 году продолжится работа по созданию и внедрению порядков и стандартов медицинской помощи, оценке необходимых затрат на оказание медицинской помощи и обоснованию тарифов, просчету программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению и формированию системы обеспечения качества медицинской организации.

В рамках мероприятий по формированию здорового образа жизни будет осуществляться закупка и дооснащение медицинским оборудованием, созданных в 2009 году центров здоровья, подготовка медицинских работников по вопросам профилактики заболеваний. К концу 2010 года в Российской Федерации будет дополнительно введено 193 центра здоровья для детей.

Продолжится осуществление денежных выплат участковым врачам терапевтам, педиатрам, семейным врачам и их медицинским сестрам, а также персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам и среднему медицинскому персоналу скорой медицинской помощи.

Продолжится финансирование строительства федеральных центров высоких медицинских технологий и перинатальных центров. В рамках государственного задания предполагается оказать высокотехнологичную медицинскую помощь 270 тыс. больных.

Будет осуществлено софинансирование закупки медицинского оборудования для медицинских учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по оказанию медицинской помощи больным с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Запланирована модернизация материально-технической базы 26 учреждений службы крови.

В 2010 году будет подготовлена к принятию Национальная стратегия по борьбе против табака на период до 2014 года, внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Начнется реализация Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.

В ближайшее время мы примем Концепцию развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации и план мероприятий по ее реализации. Предстоит в достаточно короткий срок (желательно до 2015 года) решить 2 задачи. Первая – осуществить модернизацию структуры догоспитального этапа скорой медицинской помощи, изменить организацию деятельности, повысить эффективность использования ресурсов. На догоспитальном этапе необходимо обеспечить сокращение времени ожидания и доставки. Вторая задача – создать госпитальный этап скорой медицинской помощи в виде приемно-сортировочных отделений. Это позволит обеспечить рациональную сортировку больных и пострадавших по тяжести состояния, продолжить оказание синдромальной терапии до верификации окончательного лечения. Будет обеспечена круглосуточная работа всех лечебно-диагностических служб, срочное привлечение смежных специалистов в связи с возможностью кардинальной смены диагноза в первые часы. Предполагается расширить функции фельдшерских бригад, передать парк автомобилей скорой медицинской помощи из специализированных баз станциям скорой медицинской помощи и крупным многопрофильным стационарам. Специализированные бригады скорой медицинской помощи предлагается переместить на территорию многопрофильных стационаров и сформировать на их базе приемно-сортировочные отделения, осуществляющие круглосуточный прием.

В этом году предстоит подготовить и внести в законодательные органы проект федерального закона «Об обязательном медицинском страховании».

В проекте закона предусматривается соблюдение преимущественно страховых принципов финансирования медицинской помощи, включая переход от сметного финансирования к оплате за объемы и качество оказанной медицинской помощи, а также переход на преимущественно одноканальное финансирование расходов по оказанию гражданам медицинской помощи в системе ОМС. Предлагается законодательно установить минимальный размер страхового взноса на ОМС неработающего населения, определить порядок предоставления гражданам медицинской помощи по программе государственных гарантий, обеспечить соответствие гарантированной медицинской помощи стандартам, утвержденным Минздравсоцразвития России.

В 2010 году мы должны коренным образом изменить ситуацию с обеспечением населения лекарственными средствами. Соответствующий закон принят Государственной Думой в третьем чтении. Сейчас завершается подготовка нормативных правовых актов по реализации законопроекта.

Изменения коснутся практически всех направлений этой работы.

Будет упорядочена система государственной регистрации лекарственных средств. Устанавливаются четко регламентированные и прозрачные процедуры их регистрации и допуска на рынок, требования к эффективности и безопасности лекарственных препаратов. Устраняются излишние административные барьеры при регистрации и допуске на рынок отечественных препаратов. Одновременно повышается роль государственной экспертизы, предшествующей регистрации лекарственного препарата, и вводятся механизмы повышения ответственности производителей за качество конечного продукта. Усиливается государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, который позволит противодействовать обороту недоброкачественной и фальсифицированной фармацевтической продукции.

Законопроектом устанавливается система государственной регистрации цен на лекарственные препараты. Производитель будет обязан зарегистрировать предельные отпускные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Соответствующая методика утверждена в конце прошлого года и доведена до всех производителей. В конце 2009 года подписано соглашение с ведущими производителями отечественных лекарственных средств, в котором они обязуются сохранять ценовую доступность на наиболее распространенные и востребованные лекарственные средства.

Для регионов Российской Федерации разработана и утверждена методика определения предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарства.

Вводится система предоставления сведений о фактических ценах на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства иностранных производителей и объемах их ввоза на территорию Российской Федерации, а также о фактических отпускных ценах, объемах производства и отгрузки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств российских производителей. На основании этих сведений формируется база данных мониторинга ассортимента и цен жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, которая будет обновляться ежемесячно.

В течение нескольких дней, а именно до 1 апреля, субъекты Российской Федерации должны завершить формирование базы данных по максимальным отпускным ценам на все лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Прошу всех завершить эту работу организованно и в намеченные сроки. Мы будем в постоянном режиме проводить мониторинг ситуации на фармацевтическом рынке и решительно пресекать возможные случаи ее дестабилизации.

21-е столетие декларировано столетием биомедицинских наук. Инновационное развитие глобального здравоохранения на основе научных достижений и внедрения новых эффективных технологий профилактики, диагностики и лечения заболеваний обусловливает необходимость ежегодного пересмотра порядков и стандартов оказания медицинской помощи с приближением их к современным возможностям медицины и уровню качества, соответствующему международному.

России необходимо развитие отечественных фармацевтических, биомедицинских, ядерных и др. технологий и их ускоренное внедрение в медицинскую практику. В рамках деятельности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России Министерство сформировало подходы к созданию центров инновационного развития, основанных на кластерном принципе, позволяющем обеспечивать тесное партнерство научных лабораторий и конструкторских бюро, образовательных учреждений, современных промышленных производств, бизнеса, что позволит концентрировать и развивать отечественные инновационные разработки.

Для обеспечения страны доступной и качественной фармацевтической и медицинской продукцией определены стратегические приоритеты в выборе технологий, лекарств и медицинских изделий, требующих первоочередной разработки и внедрения.

С начала 2010 года проводится ревизия охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности для их оценки и решения вопроса о передаче в хозяйственные общества, создаваемые образовательными и научными учреждениями, с целью внедрения их в практическое здравоохранение.

Другой важной задачей является переход на новые классификацию и критерии при осуществлении медико-социальной экспертизы с учетом Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Разработка и реализация Концепции модернизации государственной системы медико-социальной экспертизы должна обеспечить переход к ее проведению и к информированию о реабилитационных услугах в электронном виде, упростить процедуру установления инвалидности и получения ими реабилитационных средств, увеличить удельный вес полностью или частично реабилитированных инвалидов, сделать более доступными для них инклюзивное образование и трудоустройство.

Источник: Минздравсоцразвития РФ

 
Служба «Ясное утро». Всероссийская горячая линия психологической помощи онкологическим больным и их близким
Content

Уважаемые коллеги

При обнаружении ошибки просим информировать нас об этом.

Имя

E-mail *

Местонахождение ошибки *

Подробнее: в каком абзаце ошибка, в чем она состоит *

Картинка с кодом

Обновить картинку Прослушать код Введите код: