Календарь дайджеста

Апрель 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
 << <   > >> 
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
             
Разговоры об адъюванте РМЖ с Анастасией Даниловой

Новости онкологии

4 марта 2009

Время жить

Интервью с Заслуженным врачом Российской Федерации, главным детским онкологом Департамента здравоохранения города Москвы, главным врачом НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина Людмилой Васильевной Валентей.

Корреспондент: Людмила Васильевна, какова статистика детской онкозаболеваемости?

Л.Валентей: К счастью, у детей по сравнению с взрослыми злокачественные новообразования встречаются на порядок реже. Заболеваемость составляет от 11 до 14 человек на 100 тыс. детского населения, т.е. из примерно 1 млн. 800 тыс. московских детей (включая подростков) онкологические заболевания выявляются у 260-280 человек ежегодно, из них 150-170 человек – это дети до 15 лет. Следует отметить, что распространенность детской онкопатологии в Москве соответствует аналогичному показателю в Нью-Йорке или Париже.

К.: Отличаются ли формы онкологических заболеваний у детей и взрослых?

Л.В.: Да, по сравнению с взрослым населением различается не только число страдающих от рака, но и виды опухолей. Детским онкологам одинаково часто приходится иметь дело как с гемобластозами (злокачественными новообразованиями кроветворной и лимфатической систем), так и с опухолями прочих тканей и органов. Среди гемобластозов наиболее часто встречаются лимфобластный лейкоз и лимфосаркомы. Несколько реже поражается нервная система, почки, кости и мягкие ткани. Опухоли, столь распространенные среди взрослого населения, – рак желудка, кишечника, легких – у детей встречаются крайне редко. Для разных опухолей есть пики их выявления в разном возрасте. Например, нефробластома или нейробластома чаще проявляются в возрасте до 5 лет. Опухоли костей чаще обнаруживаются в возрасте от 12 до 18 лет. Онкозаболевания у детей от 15 лет и старше приобретают более «взрослый» характер, то есть дети начинают болеть теми же формами рака, что и взрослые.

К.: Каковы причины онкологических заболеваний у детей?

Л.В.: Существуют различные теории возникновения онкозаболеваний у детей. Одной из них является теория нарушенного эмбриогенеза, так как сочетание пороков развития органов и их опухолей встречается достаточно часто. Многие исследователи сходятся во мнении, что развитие рака провоцируют значительные дозы ионизирующего излучения и другие канцерогенные факторы, воздействующие на половые клетки одного или обоих родителей. Действительно, иногда отцы или матери больных детей жили или работали в зонах с повышенной природной или искусственной радиоактивностью. С другой стороны, возникновение онкологических заболеваний у детей, чьи родители подверглись радиоактивному облучению, далеко не стопроцентно.

За рубежом сейчас говорят об уменьшении числа заболевших раком в связи с активной пропагандой здорового образа жизни. И хотя рак легкого может возникнуть у некурящих, в любом случае, конечно, лучше пить экологически чистую воду, не использовать в пищу генетически модифицированные продукты и т.п.

Есть теории, связывающие возникновение опухолей с вирусами. Они базируются на том, что для некоторых видов лимфом найдены вирусы, присутствующие в клетке.

Ученые все чаще выявляют у страдающих от рака определенные изменения не только в наборе хромосом, но и в составляющих их генах. Выяснилось, что если у одного из родителей имеется опухоль, есть вероятность, что ребенок будет предрасположен к развитию онкологического заболевания. Если же болеют оба родителя, то риск развития ракового заболевания у ребенка существенно повышается. Поэтому сейчас весьма пристально изучаются процессы, происходящие в организме пациента на молекулярном уровне: какова морфология опухоли, какие белки она продуцирует и т.д.

К.: Какие столичные медицинские учреждения сегодня занимаются лечением детей с онкологическими заболеваниями?

Л.В.: Наш Научно-исследовательский институт детской онкологии и гематологии ФГБНУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» – первое учреждение, всерьез начавшее изучать проблему рака у детей. Он вырос из первого детского онкологического отделения, открытого на базе Морозовской детской клинической больницы. В 1962 году академик Л.А. Дурнов начал собирать в этом онкологическом отделении детей со всего СССР. В основном это были тяжелые случаи хирургической патологии. Одновременно с этим в отделении гематологии проводилась серьезная работа по лечению лейкозов. В те годы основным методом лечения этой группы заболеваний было переливание крови, попытки химиотерапевтического лечения были единичными. Сорок лет назад почти каждый ребенок с онкологическим заболеванием был обречен. Сейчас, конечно, картина совсем другая. Дети не стали меньше болеть раком, однако как диагностика, так и лечение шагнули далеко вперед. Выздоровление от таких серьезных заболеваний, как острый лимфобластный лейкоз, ретинобластома, злокачественные опухоли почек, рак щитовидной железы, при выявлении на ранних стадиях составляет 80-100%.

Врачи и ученые НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина изучают особенности строения опухолей детского возраста, течение злокачественного процесса и применяют самые современные методы лечения в соответствии с мировыми достижениями. В отделениях Института получают лечение дети, страдающие различными формами лейкозов и злокачественных лимфом, новообразованиями различных органов (опухоли глаза, ЛОР-органов, костей и мягких тканей, половых органов, периферической нервной системы, почек, печени, щитовидной железы и др.).

Кроме того, в Москве лечением раковых заболеваний у детей занимается гематологическое (40 коек) и нейрохирургическое (20 коек) отделение Морозовской детской клинической больницы, детское отделение НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н.Бурденко, детское онкологическое отделение Российской детской клинической больницы (РДКБ) и ряд других клиник.

К.: Как можно выявить заболевание?

Л.В.: Диагностика злокачественных новообразований сложна. Объясняется это рядом причин. Во-первых, у детей часты опухоли в недоступных для осмотра местах – это брюшная и грудная полость, головной мозг. Во-вторых, все опухоли органов и тканей развиваются как бы постепенно и вызывают жалобы, только уже достигнув значительных размеров. В-третьих, сами жалобы часто не носят специфического характера и являются признаками интоксикации организма.

К.: Может ли мама сама обнаружить опухоль у ребенка?

Л.В.: При некоторых локализациях – несомненно, ведь первый этап диагностического поиска в онкологии – это, конечно, осмотр. Бледность кожи, множественные синяки должны насторожить. Особого внимания родителей требуют родинки, вернее, какие-либо их изменения (рост, зуд или изменения цвета), увеличение лимфоузлов, вообще любые уплотнения, которые каждая мама прощупывает, когда моет малыша. Обращайте внимание на субфебрильную температуру (37-38°С), беспокойство, увеличение живота, частые срыгивания, головные боли, изменение поведения ребенка.

Если вы что-то заметили, – скажите об этом врачу; если он ничего тревожного не нашел, а уплотнение не исчезло, обратитесь к онкологу, он назначит дополнительное обследование.

К.: Куда могут обратиться родители ребенка с онкологическим заболеванием?

Л.В.: До 90-х годов прошлого столетия в поликлиниках города не было ни одного детского онколога, и диагностика злокачественных новообразований ложилась целиком на плечи участкового педиатра. С 1994 года распоряжением Департамента здравоохранения города Москвы в каждом административном округе в одном из консультативно-диагностических центров или в поликлинике были открыты детские онкологические кабинеты. При необходимости проведения более углубленного обследования больных направляют в городской консультативный онкологический кабинет или в специализированные стационары, о которых мы уже говорили.

К.: Каковы основные методики лечения рака у детей?

Л.В.: Лечение онкологических заболеваний у детей, так же как и у взрослых, включает в себя хирургический, лекарственный и радиологический методы. В качестве наиболее распространенного и очень действенного метода борьбы с онкологическими заболеваниями у детей выступает химиотерапия. При гемобластозах обычно показана только химиотерапия. Лучевая терапия назначается с большой осторожностью, в тех случаях, когда ее применение стопроцентно оправданно и необходимо, т.к. облучение может иметь негативные последствия для роста и развития облучаемых органов. Однако и к химиотерапии нужен особый подход, т.к. применение цитостатиков может спровоцировать снижение иммунитета и количества клеток крови, очень нужных для нормального функционирования органов и тканей, развитие энтероколитов, дисбактериоза. Воздействие препаратов нужно рассчитать так, чтобы не нанести ущерб организму и одновременно уничтожить максимальное количество опухолевых клеток.

При поражении опухолью какого-либо органа чаще всего применяются все три метода лечения. И несмотря на то, что большинство новообразований поддается лекарственной (цитостатической) терапии, полностью уничтожить опухоль только с помощью цитостатиков удается не всегда. Поэтому важное значение имеет оперативное лечение. В случае необходимости операции главным методом является радикальное (полное) удаление опухоли. Одним из последних достижений онкохирургии стали операции радикального объема, но с сохранением органа и его функции.

Благодаря применению эффективных программ лечения выздоравливает до 80% и даже (при некоторых формах опухолей) 100% больных, обратившихся за помощью на более ранних стадиях злокачественного процесса. В ряде случаев выздоравливают пациенты с распространенным опухолевым поражением. Однако злокачественные заболевания до настоящего времени остаются загадочными не только по происхождению, но и по течению. И, к сожалению, эту загадку удается разгадать не у всех.

К.: Что делать, если болезнь лечению не поддается?

Л.В.: Да, к сожалению, бывает и так. Испробованы все возможные комбинации терапии, а болезнь прогрессирует, и остановить ее нечем. В этой ситуации главная задача – облегчить состояние ребенка, сделать его существование максимально комфортным, несмотря на существующую болезнь. Это называется симптоматической терапией: обезболивание, создание условий для сна и отдыха, психологический комфорт.

К.: Есть ли специальные службы, осуществляющие уход за ребенком на этом этапе?

Л.В.: При необходимости специальной врачебной помощи больные переводятся в педиатрическое отделение Городской больницы №70 или в другую соматическую детскую больницу. Подростки и дети старшего возраста могут получать необходимую помощь в хосписах округов Москвы. Особенно активно мы сотрудничаем с Хосписом №1 (главный врач В.В. Миллионщикова). Однако многие родители предпочитают, чтобы ребенок находился дома. Там им помогают участковые педиатры, патронажные сестры, детские онкологи округа. Но мы знаем, как загружены наши участковые врачи и сестры и как много времени и внимания требуют тяжелобольные дети. Поэтому каждой семье мы предлагаем возможность использовать помощь автономной некоммерческой организации «Первый хоспис для детей с онкологическими заболеваниями» (директор Е.И. Моисеенко). Его сотрудники, в числе которых детские онкологи, психологи, волонтеры, помогают решать не только медицинские или психологические проблемы, но и бытовые, домашние. Сделаны шаги и в направлении превращения детского хосписа в городскую структуру. Правда, моя мечта, как любого детского онколога, чтобы надобность в такой структуре отпала.

К.: Существуют ли реабилитационные программы для детей, перенесших рак?

Л.В.: Безусловно, ведь после лечения, даже самого успешного, реабилитация необходима и ребенку, и его родителям. Год активного лечения (не меньше!) нелегко дается всем членам семьи, и хорошо, если в течение всего этого времени есть возможность оказывать и малышу, и взрослым психологическую помощь и поддержку. Сейчас в нашем Институте трое психологов работают с детьми и их близкими на разных этапах лечения.

К.: Какие трудности ожидают ребенка, перенесшего онкологическое заболевание?

Л.В.: Главная проблема – это психологическая изоляция. Во-первых, попадая в специализированное медицинское учреждение, ребенок долгое время находится в кругу детей со сходными заболеваниями; ему начинает казаться, что кроме этих детей ни с кем он входить в контакт не сможет. Во-вторых, поскольку мама находится при ребенке безотлучно, он видит ее беспокойство и сам становится беспокойным и боязливым. В санаториях, куда мы отправляем этих детей, все оздоровительные процедуры облечены в игровую форму – так они без напряжения восстанавливают и физическое, и душевное здоровье.

К.: Что Вы можете порекомендовать в качестве профилактики онкологических заболеваний?

Л.В.: Для профилактики онкологических заболеваний у детей врачи рекомендуют женщинам еще до наступления беременности вести здоровый образ жизни, выбирать жилье в экологически безопасном месте и не забывать, что чем старше родители, тем выше для ребенка риск «получить в наследство» предрасположенность к той или иной онкопатологии. Это особенно актуально, если учесть, что сейчас люди предпочитают обзаводиться детьми во все более зрелом возрасте...

Источник: Департамент здравоохранения города Москвы

Согласен Данный веб-сайт содержит информацию для специалистов в области медицины. В соответствии с действующим законодательством доступ к такой информации может быть предоставлен только медицинским и фармацевтическим работникам. Нажимая «Согласен», вы подтверждаете, что являетесь медицинским или фармацевтическим работником и берете на себя ответственность за последствия, вызванные возможным нарушением указанного ограничения. Информация на данном сайте не должна использоваться пациентами для самостоятельной диагностики и лечения и не может быть заменой очной консультации врача.

Сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.