Календарь дайджеста

Март 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
 << <   > >> 
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
             
Разговоры об адъюванте РМЖ с Анастасией Даниловой

Новости онкологии

16 февраля 2010

Интервью директора Департамента высокотехнологичной медицинской помощи Наталии Точиловой «Медицинской газете» о высокотехнологичной медицинской помощи

В начале этого года утвержденное для федеральных медицинских учреждений государственное задание, а также плановые объемы высокотехнологичной медицинской помощи для субъектов РФ в федеральные клиники доведены до федеральных медицинских учреждений и органов управления здравоохранением регионов. Кроме того, многим субъектам РФ предусмотрены субсидии из федерального бюджета на софинансирование государственного задания по ВМП для региональных медицинских учреждений. Сейчас заканчивается работа по заключению соглашений с органами высшей исполнительной власти субъектов РФ. Обо всех тонкостях предоставления этой дорогостоящей и в то же время очень нужной тысячам больных людей помощи корреспондент «Медицинской газеты» Алексей Папырин беседует с директором Департамента высокотехнологичной медицинской помощи Минздравсоцразвития России Наталией Точиловой.

- Наталия Николаевна, квоты за последние годы стали серьезным дополнением к сметному финансированию медицинских учреждений. Между тем, каждый год появляются новые методы обследования и лечения. Эффективная медицина не может быть дешевой. Есть ли возможность у Минздравсоцразвития России наращивать финансирование ВМП?

- Сразу хочу уточнить, что в Минздравсоцразвития России отказались от такого понятия как «квоты на высокотехнологичную медицинскую помощь». Теперь принято говорить об объемах ВМП, поскольку квотирование звучит как-то некорректно по отношению к больным людям. Хотя многие именно так привыкли называть направление на лечение в специализированные клиники.

Еще замечу, выделение объемов ВМП (квот) начиналось с 1994 г., когда вышло специальное постановление Правительства России. В тот период во Всероссийском научно-производственном кардиологическом центре впервые начали делать высокотехнологичные операции. Количество этих вмешательств в то время было незначительное, но постоянно увеличивалось: пять, десять операций и так далее, поэтому нужно было принять решение о дополнительном финансировании. Иначе бы это направление просто не смогло бы развиваться. Основной задачей того периода являлось обеспечение лечебных учреждений дорогостоящими расходными материалами. Медицинские учреждения сразу столкнулись с проблемой оплаты затратных расходных материалов.

Вскоре высокотехнологичные операции стали выполнять и другие федеральные клиники. Так, постепенно ВМП получила свое развитие путем дополнительных средств на так называемый «дорогостой».

Второй значимый этап развития ВМП связан с реализацией нацпроекта в сфере здравоохранения. Если в начале реализации проекта в 2006 году на такую помощь предусматривалось 9,7 млрд. руб., то в 2009 году уже 30,5 млрд. рублей. Понятно, что это значительный рост государственного финансового обеспечения этого направления. Соответственно возросли возможности для оказания высокотехнологичной медицинской помощи и ее доступность для населения. Сегодня высокотехнологичная медицинская помощь охватывает 20 профилей.

В этом году объем средств из федерального бюджета на высокотехнологичные виды медицинской помощи составит 36,2 млрд. рублей, из которых 4 млрд. рублей будет направлено в регионы в качестве субсидий для софинансирования государственного задания клиникам регионов.

- Что показал 2009 год, каковы тенденции и стала ли, на ваш взгляд, названная помощь более доступной?

- В 2009 году по высокотехнологичной медицинской помощи пролечено 254 тысячи больных, в том числе 43,6 тысячи детей. В 2008 году эти показатели соответственно составили 214 тысяч больных, в том числе 35,3 тысяч детей. Рост объемов помощи составил 18,7%, а по детям 23%.

- Будет ли расширяться количество ЛПУ, которые смогут оказывать ВМП, получая софинансирование со стороны федерального центра?

- Я всегда выступала с позиций, что в территориях надо развивать высокотехнологичную медицинскую помощь. Но это компетенция региона. Если Татарстан выделяет 1 млрд руб. на оказание ВМП своим жителям, то и новые технологии там будут внедряться. А потребность в этом везде огромная. Как я уже говорила, во многом это зависит от позиции регионов. Деньги на оказание ВМП направляются в субъекты как субсидии. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ на государственное задание по ВМП составляет 70 %, 30 % должны профинансировать регионы.

Минздравсоцразвития России выделяет средства, опираясь на региональное финансовое обеспечение, оценив уровень оказания такой помощи.

В 2009 году высокотехнологичную медицинскую помощь на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета оказывали 103 медицинских учреждения субъектов РФ в 45 регионах, в 2010 году эти показатели – 122 медицинских учреждения в 50 регионах.

- Не так давно прошла конференция в НМХЦ им. Н. Пирогова, касающаяся робот-ассистированной хирургии, в рамках которой в том числе обсуждался вопрос о включении в ВМП расходных материалов для системы «Да Винчи». Будет ли это сделано?

- Да, мы это уже сделали. Перечень видов ВМП составляется с участием главных внештатных специалистов Минздравсоцразвития России. Что касается робот-ассистированных операций, то в 2010 г. Министерство ввело специальные подпрофили ВМП, предусматривающие использование робототехники, определив при этом увеличенные нормативы финансовых затрат. Несмотря на увеличение расходов, есть бесспорные преимущества использования новых видов интервенционных вмешательств.

- Есть ли трудности при включении какого-то вида помощи в ВМП?

- Мы начинали эту работу в прошлом году с онкопротезов. Соответствующий вид помощи был включен в ВМП. При этом, на данный вид помощи распространялся норматив финансовых затрат по профилю «онкология» (109,8 тыс. рублей).

Проведя экспертную оценку расходов с учетом стоимости онкопротезов, с привлечением представителей ведущих федеральных медицинских учреждений, средства на онкологические операции с использованием онкопротезов были увеличены – 1,3 млн. рублей на одну операцию для детей, 700 тыс. рублей – для взрослых.

По аналогичной схеме проводилась работа с нейрохирургами, в результате которой были выделены особо высокозатратные оперативные вмешательства с определением объемов финансового обеспечения.

- В начале прошлого года возникли проблемы в работе центра сердечно-сосудистой хирургии в Пензе. Прокомментируйте эту ситуацию.

- На самом деле, все не так просто в медицине как кажется на первый взгляд. Мало построить новый центр и открыть двери для приема пациентов. Необходимо обеспечить поток пациентов, даже принимая во внимание тот факт, что нуждаемость в помощи велика. Есть еще и психологические факторы. Новому медицинскому учреждению сначала надо пройти этап становления, создать, если хотите, себе имя, получить доверие как у пациентов, так и у медиков, которые направляют на лечение. Не случайно, новый центр сердечно-сосудистой хирургии в Астрахани проводил серьезную работу в регионах. Бригады кардиологов и кардиохирургов выезжали в территории, проводили осмотры пациентов и приглашали нуждающихся в операции в свой центр, одновременно проводя организационно-методическую работу с руководителями здравоохранением регионов, что и позволило обеспечить поток пациентов в 2009 году и рассматривать это медицинское учреждение для включения в заявку на 2010 год.

Минздравсоцразвития России распределяет объемы ВМП регионам в соответствии с их заявками, исходя из объемов финансовых средств и технологических возможностей медицинских учреждений.

- В прошлом году выделение дополнительных средств на ВМП обосновывалось потребностью, исходя из «листа ожидания» во втором полугодии 2009 г. Насколько удалось удовлетворить «лист ожидания»?

- В октябре 2009 г. очередь в листе ожидания достигла 40 тыс. чел. И, действительно, распоряжением Правительства России нам выделили дополнительное финансирование, что позволило дополнительно обеспечить медицинской помощью более 20 тысяч человек. В первую очередь эти средства были направлены на лечение детей, онкологических больных и нуждающихся в сердечно-сосудистых операциях, а также в эндопротезировании. Хочу сказать, что даже на Западе срок ожидания по эндопротезированию в среднем составляет около двух лет, а мы постарались максимально удовлетворить потребность в данном виде помощи и сроки ее ожидания у нас значительно короче.

- Помогает ли информатизация, которая шаг за шагом проводится Минздравсоцразвития России, позволяя улучшить организацию ВМП?

- Безусловно. Реализуя направление информатизации организации ВМП, мы ставили перед собой задачу обеспечения четкого взаимодействия между регионом, где проживает больной, и медицинским учреждение, в котором ему будет оказываться помощь. Раньше это было так: с направлением, медицинскими документами пациент ехал в федеральную клинику. Ждал, когда его госпитализируют. Выполнена операция или нет в специализированной клинике, никто особенно не контролировал. Через несколько месяцев отчет о проведенном лечении поступал в орган управления здравоохранением по месту жительства больного. На этом весь контроль и заканчивался. А ведь после оказания ВМП больной нуждается в проведении восстановительного лечения и реабилитации. Теперь Минздравсоцразвития России отслеживает всю цепочку: получение направления, постановку на очередь, назначение даты госпитализации, результаты лечения, своевременное информирование органа управления здравоохранением территории по дальнейшей тактике ведения больного.

А с июля прошлого года открыт портал для пациентов. Он постоянно пополняется информацией. И как только больной получил номер талона-направления на ВМП, он может отслеживать прохождение своих документов в режиме on-line. Хочу сказать, что после введения этой системы возросла доступность медицинской помощи. Люди поверили, что они могут получить высокоспециализированную помощь бесплатно. Я не утверждаю, что удалось повсеместно ликвидировать все проблемы. Для этого нужно время.

- Если в целом говорить о разработке, внедрении и тиражировании высоких медицинских технологий, как вы оцениваете результаты по этому разделу работы департамента?

- Под тиражированием мы понимаем расширение географии применения новых медицинских технологий. В решении этой задачи значительную роль играют ведущие профильные федеральные медицинские учреждения, которые являются проводниками новых идей и технологий лечения. Немаловажным фактором, обеспечивающим тиражирование высоких медицинских технологий, является организация Минзравсоцразвития России симпозиумов, конгрессов, конференций, которые охватывают научные, медицинские, организационные аспекты оказания медицинской помощи. В рамках этих мероприятий проводятся мастер-классы, что позволяет специалистам ознакомиться с новой методикой на практике и в дальнейшем применять ее в своей клинике. Таких форумов в течение года проводилось очень много. Практически были охвачены все профили высокотехнологичной медицинской помощи. А в конце года Министерством была организована расширенная конференция «Высокие медицинские технологии 2009», на которой подвели итог работы за год.

Кроме того, строительство и ввод в действие новых федеральных центров высоких медицинских технологий тоже направлено на тиражирование высокотехнологичной медицинской помощи. Сейчас ВМП оказывают три новых центра. За строительство остальных отвечает государственная корпорация «Ростехнологии». Наша задача – лицензирование и подготовка специалистов для работы в новых центрах. Как нас информируют, в 2010 году будут введены федеральные центры сердечно-сосудистой хирургии в Хабаровске, в Красноярске и Челябинске, центр нейрохирургии в Тюмени. Ввод федеральных центров высоких медицинских технологий в Калининграде, Новосибирске, Барнауле, Владивостоке, Перми и Смоленске запланирован на 2011 год.

Источник: Минздравсоцразвития РФ

Согласен Данный веб-сайт содержит информацию для специалистов в области медицины. В соответствии с действующим законодательством доступ к такой информации может быть предоставлен только медицинским и фармацевтическим работникам. Нажимая «Согласен», вы подтверждаете, что являетесь медицинским или фармацевтическим работником и берете на себя ответственность за последствия, вызванные возможным нарушением указанного ограничения. Информация на данном сайте не должна использоваться пациентами для самостоятельной диагностики и лечения и не может быть заменой очной консультации врача.

Сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.