Календарь дайджеста

Апрель 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
 << <   > >> 
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
             

Новости онкологии

14 марта 2011

Проект выступления Министра Татьяны Голиковой на совещании по региональным программам модернизации здравоохранения

Усилия последних пяти лет способствовали росту рождаемости, снижению смертности населения Российской Федерации и, как следствие, росту ожидаемой продолжительности жизни. Однако, несмотря на это, доля трудоспособного населения продолжает снижаться, что требует активизации мероприятий по сохранению жизни и здоровья трудящихся граждан, детей и пожилых.

Кроме того, аномальные погодные условия лета 2010 года не позволили нам добиться значительных успехов в снижении показателя смертности населения Российской Федерации. Но при этом мы должны впервые отметить снижение на 5 лет показателя смертности от онкологических заболеваний, а также снижение смертности населения от инсультов, социально-значимых заболеваний и транспортных травм.

Особую озабоченность вызывает медико-демографическая ситуация, сложившаяся в сельской местности.

Численность сельского населения Российской Федерации на начало 2010 года составляла 38,2 млн. человек. Это 27,0% от общей численности населения.

Показатель рождаемости сельского населения в целом выше среднероссийского (за счет регионов Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов). Безусловно, это оказывает положительное влияние на формирование показателя рождаемости населения в целом по РФ. Начиная с 2008 года, в стране родилось 5 миллионов 265,2 тыс. детей. При этом максимальное число детей родилось именно в 2010 году.

К сожалению, высокая рождаемость на селе сопровождается и высокой смертностью, а это в свою очередь отрицательно влияет на формирование показателей смертности населения РФ в целом.

При этом хочу обратить внимание, что показатели общей и младенческой смертности городского населения значительно ниже среднероссийских.

Все это стало следствием того, что ожидаемая продолжительность жизни сельского населения ниже, чем в целом по России, почти на 2 года и на 2,6 лет ниже продолжительности жизни городского населения.

Например, регионы, представленные на следующих слайдах (Пензенская и Брянская области), отличаются низкой рождаемостью (ниже, чем по России в целом), а на фоне высокой смертности сельских жителей это создает предпосылки для сокращения численности жителей села. В Брянской области показатель смертности сельских жителей на 31,1% выше, чем по России в целом.

При этом в Республике Татарстан и Чувашской Республике в 2008 году был выявлен рост смертности сельского населения, что может свидетельствовать о формировании неблагоприятных тенденций. Прошу обратить на эту проблему особенно пристальное внимание и в ходе реализации региональных программ модернизации здравоохранения. Необходимо направить максимальные усилия на сохранение жизни и здоровья сельских граждан. Хочу отметить, что в данных регионах несомненным положительным моментом является включение в мероприятия программ модернизации муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих помощь сельскому населению.

Хочу еще раз напомнить, что мероприятия программ должны быть направлены на модернизацию инфраструктуры медицинских учреждений, создание комфортных условий лечения больных, улучшение оснащенности учреждений. Только при этом учреждения смогут внедрить федеральные стандарты медицинской помощи и добиться существенного изменения самой системы оказания медицинских услуг.

По поручению Председателя Правительства РФ Владимира Путина, в рамках постоянно действующего совещания при Правительстве РФ под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ Александра Жукова, рассмотрены программы 83 регионов.

Общий объем финансового обеспечения программ в 2011-2012 годах в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. составит 385,343 млрд. рублей. Указанным распоряжением утверждено распределение субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на реализацию программ.

По оценке Минздравсоцразвития России в 2011 -2012 годах в рамках Программ предусмотрены средства на:

  • укрепление материально-технической базы медицинских учреждений- 349 259,75 млн. рублей, из них: средства ФОМС – 250 023,25 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации – 99 236,5 млн. рублей;
  • внедрение современных информационных систем в здравоохранение – 28 900,0 млн. рублей, из них средства ФОМС – 19 267,15 млн. рублей, средства бюджетов субъектов РФ – 9 632,85 млн. рублей. По рекомендации Минздравсоцразвития России данный раздел должен содержать следующие направления:
    • ведение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, электронной медицинской карты гражданина,
    • запись к врачу в электронном виде,
    • обмен телемедицинскими данными,
    • внедрение систем электронного документооборота,
    • ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта Российской Федерации,
  • внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи (в том числе предоставляемой врачами-специалистами) – 153 952,42 млн. рублей, из них средства ФОМС – 116 052,6 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации – 37 899,82 млн. рублей.

Также необходимо в региональной программе уделить особенное внимание корректному формированию прогнозных показателей территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, в том числе в рамках обязательного медицинского страхования.

Необходимо отметить, что помимо средств, которые выделяются на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения, к 2012 году предполагается существенное увеличение стоимости территориальных программ государственных гарантий почти на 25% по сравнению с 2009 годом. Совокупная стоимость территориальных программ государственных гарантий в 2012 году составит 1 215,6 млрд. рублей.

Опережающими темпами увеличивается доля средств обязательного медицинского страхования в общей сумме территориальных программ. С 51% в 2009 году она увеличивается до 54% в 2012 году. Многие регионы запланировали приведение своих территориальных программ ОМС в соответствие с требованиями Правительства РФ, включая в свои программы ОМС те виды помощи и те статьи расходов, которые включены в базовую программу ОМС, – в первую очередь это заработная плата. Вместе с тем, есть регионы, у которых доля ОМС ниже на 40% среднего по России – Тульская область, Ханты Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область, Сахалинская область.

Это означает, что в этих субъектах заработная плата медицинских работников практически не входит в тарифы обязательного медицинского страхования, что в том числе затрудняет осуществление межтерриториальных расчетов за оказанную медицинскую помощь и усложняет обращение единых полисов ОМС на всей территории России.

Кроме того, одним из новшеств закона «Об обязательном медицинском страховании» является установление нормативного значения страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В 2012 году размер страховых взносов на страхование неработающего населения заявлен субъектами РФ в размере 292,3 млрд. рублей, что на 53% выше, чем фактически сложившийся в 2009 году (190,8 млрд. рублей). Необходимо отметить субъекты, которые не предусматривают увеличение менее чем на 15 процентов по сравнению с 2009 годом – Владимирская, Воронежская, Московская, Орловская, Тульская, Курганская, Тюменская области, Республики Дагестан, Северная Осетия-Алания, Марий Эл, Бурятия, Алтайский и Приморский края.

Мероприятия по модернизации здравоохранения регионов России должны находить свое отражение в динамике объемов медицинской помощи. Несмотря на общий рост числа посещений в амбулаторно-поликлинические учреждения, в ряде регионов показатель остается значительно ниже, чем установленные федеральные нормативы. Например, в Ленинградской области, Чеченской Республике и Республике Ингушетия объем посещений на одного жителя меньше 8 посещений в год при нормативе в 9,5.

Кроме того, в большинстве регионов России не выделены объемы по неотложной медицинской помощи, что затруднит снижение нагрузки на скорую медицинскую помощь и не позволит оптимизировать затраты на оказание медицинской помощи.

Без этого мы не сможем добиться значимого роста заработной платы медицинских работников, а ведь уже сейчас у нас есть все возможности обеспечить медицинским работникам достойное возмещение их труда. Прошу каждого главу региона, поставившего свою подпись под соглашением и который поставит ее в ближайшее время, стать гарантом взятых обязательств. В первую очередь, в части роста заработной платы медицинских работников.

Но рост заработной платы по субъектам может быть более выражен, чем по России в целом. Особенно это касается регионов, где уровень заработной платы был не так высок, как в целом по России. Например, в Брянской области. Здесь рост заработной платы может достигнуть и 70%.

Региональными программами модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предусмотрены мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Данные мероприятия включают в себя осуществление дополнительных выплат стимулирующего характера врачам – специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, а также увеличение обеспеченности рабочих мест специалистов расходными материалами для проведения диагностических обследований и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной помощи. На эти цели в период 2011–2012 годов направляется 60,8 млрд. руб.

Среднемесячный размер стимулирующих выплат без учета районного коэффициента составит по 57 субъектам Российской Федерации, представивших соответствующие сведения, – 4 901 руб., в том числе на одного врача – специалиста – 7 151 руб., специалиста со средним медицинским образованием, оказывающего амбулаторную медицинскую помощь, – 3 460 руб. В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации в субъектах Российской Федерации предусматривается применение районных коэффициентов при расчете стимулирующих выплат.

Реализация мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, приведет к существенному повышению средней заработной платы врачей – специалистов, а также специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. При среднемесячной номинально начисленной заработной плате работника в сфере здравоохранения 15 600 руб. в 2009 году, рост средней заработной платы врачей – специалистов, а также специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, составит 31,4%.

Средняя сумма выплат стимулирующего характера на одного специалиста, оказывающего амбулаторную медицинскую помощь, составит в Брянской области 8 642 руб., в том числе врачам специалистам – 11 435 руб., среднему медицинскому персоналу – 5 848 руб. При среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работника в сфере здравоохранения в 2010 году 15 184,3 руб. и 7 818,95 руб. соответственно.

Средняя сумма выплат стимулирующего характера на одного специалиста, оказывающего амбулаторную медицинскую помощь, составит в 2012 году в Пензенской области 5 681 руб. (с учетом районного коэффициента), в том числе врачам специалистам – 8 261 руб., среднему медицинскому персоналу – 4 236 руб. При среднемесячной номинально начисленной заработной плате работника в сфере здравоохранения в 2010 году 17 348 руб. и 9 543 руб. соответственно.

Источник: Минздравсоцразвития РФ

 
Служба «Ясное утро». Всероссийская горячая линия психологической помощи онкологическим больным и их близким
Content

Уважаемые коллеги

При обнаружении ошибки просим информировать нас об этом.

Имя

E-mail *

Местонахождение ошибки *

Подробнее: в каком абзаце ошибка, в чем она состоит *

Картинка с кодом

Обновить картинку Прослушать код Введите код: