Календарь дайджеста

Июнь 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
 << <   > >> 
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
             

Новости онкологии

1 июня 2011

Для оптовиков фармрынка пишут новый закон

Депутаты Госдумы готовят реформу для фармдистрибьюторов. Главная идея концепции – сократить число посредников. Для этого предлагается обязать оптовиков заключать прямые контракты с производителями, для госзакупок предлагается и вовсе создать единый логистический оператор. Предложения уже направлены в Минфин. Эксперты уверены, что обойтись без дистрибьюторов-посредников в нашей огромной стране невозможно, ни один крупный дистрибьютор не может присутствовать во всех регионах. В результате в отдаленные аптеки лекарства перестанут попадать.

Комитет Госдумы по охране здоровья вместе с Минрегионом и Минэкономразвития разрабатывает реформу оптового звена фармрынка. Об этом, во вторник в Госдуме, на координационном совете по фармацевтике заявила депутат Татьяна Яковлева. По ее словам, количество дистрибьюторов на рынке превышает все мыслимые пределы: в России их насчитывается 2,5 тыс., в то время как в Великобритании действует всего три национальных поставщика, а во Франции – четыре. Такое изобилие поставщиков приводит к накруткам на цены, утверждает депутат.

В распоряжении РБК daily имеется документ, в котором собраны эти предложения депутатов. Авторы хотят ограничить деятельность небольших оптовых компаний, установив официальные квоты в уставном капитале компаний. Мелкие игроки также начнут уходить с рынка, после того как государство обяжет дистрибьюторов заключать прямые договоры с производителями. Улучшить качество лекарств и опять же уменьшить число мелких оптовиков поможет внедрение обязательных международных стандартов GDP (Надлежащая дистрибьюторская практика, Good Distribution Practice), полагают разработчики реформы. Сократить число мелких дистрибьюторов, обслуживающих государственные закупки в регионах, по мнению авторов документа, поможет также и создание единого логистического оператора для государственного сегмента.

Кроме того, депутаты хотят утвердить обязательный ассортимент дистрибьюторов, аналогичный аптечному (в нем сейчас список из 60 препаратов), а также заключать трехлетние контракты с производителями лекарственных средств в государственном сегменте рынка. «Производители лекарств станут более заинтересованы в участии в аукционах, а дистрибьюторы будут участвовать в качестве логистических операторов», – говорится в документе. Сокращение некоторых функций у дистрибьюторов сократит наценки и снизит маржу оптового сегмента.

Идея избавиться от оптовиков-посредников совершенно утопична, считают эксперты. «Без вторичной дистрибьюции российские регионы останутся без лекарств, – убежден гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. – Доставить препараты в каждую аптеку глобальные дистрибьюторы не в состоянии. Даже самый крупный дистрибьютор может охватить 45 из 80 субъектов Федерации». К тому же заключение прямых договоров, призванное убрать с рынка мелкие компании и снизить вторичную дистрибьюцию, не всегда возможно, считает руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга «Фармэксперт» Николай Беспалов. «Только крупные компании имеют возможность напрямую работать с производителями, поскольку производители не заинтересованы работать с мелкими игроками», – объясняет он.

Создание единого логистического оператора потребует огромных вложений: это должна быть глобальная структура, на которую потребуется потратить несколько миллиардов долларов, говорит Сергей Шуляк. «Да и приобретение действующих дистрибьюторов тоже потребует вложений: например, капитализация «Протека» около 1 млрд долл., но чтобы обеспечить охват по всей стране, даже мощности двух операторов из топ-5 не хватит на то, чтобы покрыть 100% территории», – объясняет эксперт. Так что все равно глобальный оператор будет использовать вторичных дистрибьюторов там, где он не сможет обеспечить собственную доставку, добавляет г-н Шуляк.

Но все-таки некоторые положения эксперты одобрили. «Ограничения по уставному капиталу для дистрибьюторов помогут убрать с рынка те мелкие региональные компании, с помощью которых легализуются различные коррупционные схемы при госзакупках в регионах, – считает г-н Беспалов. – Часто они аффилированы с местными органами власти, и избавиться от них очень сложно». Кроме того, он считает, что идея введения для оптовиков минимального ассортимента будет позитивно воспринята розничным звеном. «Розница не может закупать товар напрямую у производителя, и аптечная сеть не может физически обеспечить наличие препаратов из минимального ассортимента, потому что у дистрибьюторов его иногда не бывает в наличии», – объясняет он.

Рынок постепенно саморегулируется, и в последние пять лет на нем наблюдается тенденция по уменьшению дистрибьюторов, говорит Сергей Шуляк. В последний год этот процесс активизировался, добавляет Николай Беспалов: государственный контроль наценок на препараты из перечня ЖНВЛП лишает бизнес рентабельности, и сейчас многие вторичные дистрибьюторы либо сворачивают деятельность, либо переквалифицируются. Кроме того, не стоит ожидать, что уход посредников уменьшит цены на лекарства, резюмирует г-н Шуляк. «Формирование цены препараты – это сложный механизм, иногда бывает, что у вторичного дистрибьютора цены ниже, чем у первичного».

Источник: Российская Фармацевтика

Content

Уважаемые коллеги

При обнаружении ошибки просим информировать нас об этом.

Имя

E-mail *

Местонахождение ошибки *

Подробнее: в каком абзаце ошибка, в чем она состоит *

Картинка с кодом

Обновить картинку Прослушать код Введите код: