Декабрь 2018
31

20 апреля 2012

Группа крови влияет на риски заражения ротавирусной инфекцией

В результате исследования американским биохимикам удалось открыть механизм взаимодействия ротавирусов с клетками.

Во всем мире ежегодно от ротавирусной инфекции, или кишечного гриппа, умирает около полумиллиона человек. Вирус проникает в слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, в основном поражая тонкий кишечник. Группа ученых при изучении ротавирусов взяла за основу механизм проникновения этих микроорганизмов в клетки животных, когда белок капсидной оболочки, который имеет название VP4, связывается с гликаном – полисахаридом клеточной мембраны, на конце которого находится сиаловая кислота.

По предположению исследователей, ротавирус в человеческом кишечнике связывается с гликанами, которые также имеют в своей структуре сиаловую кислоту. Ими было изучено взаимодействие различных гликанов с одним из доменов белка VP4. В исследовании, проведенном учеными, было установлено, что один тип гликана, являющийся антигеном второй группы крови, связывается с белком вируса. Сиаловая кислота не содержится в этом антигене. В результате исследования структуры домена белка VP4 кристаллографическим методом выяснилось, что для соединения с этим гликаном в белке капсида происходит множество изменений.

Специалисты провели исследование на клеточных линиях и выяснили, что ротавирусом легко заразить клетки, содержащие в себе этот антиген. А вот те клетки, которые не содержат этот антиген, заразить вирусом гораздо сложнее. Предотвратить проникновение вируса в клетку можно было путем блокирования антигена второй группы крови с помощью антител.

В ходе проведения данных работ ученые выявили еще один штамм ротавируса, действующий таким же образом. Ученым предстоит выяснить, используют ли разные штаммы антивирусов аналогичным образом антигены других групп крови.

Источник: Эпидемиолог.ру