Календарь дайджеста

Апрель 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
 << <   > >> 
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
             
Разговоры об адъюванте РМЖ с Анастасией Даниловой

Новости онкологии

4 июля 2014

Гемобластозы больше не приговор

На XIX Ежегодном Конгрессе Европейской гематологической ассоциации, проходившем в этом году в Милане, были обсуждены последние достижения в лечении гематологических новообразований. Более 10 тыс. врачей приняли участие в конгрессе, из них около 120 – из России. Результатами работы научного форума поделились с читателями «Медицинской газеты» профессор Е. Паровичникова, профессор С. Сёмочкин, кандидат медицинских наук О. Покровская.

Доктор медицинских наук, профессор Елена Паровичникова, заведующая отделом химиотерапии гемобластозов, депрессий кроветворения и трансплантации костного мозга Гематологического научного центра Минздрава России, рассказала о терапии острых лейкозов. Эта группа орфанных заболеваний (общая заболеваемость всеми видами лейкозов – 3 на 100 тыс. населения в России), долгое время считавшаяся безнадежной, сегодня поддается лечению.

«Острый лейкоз – это не приговор. Долгое время многие пациенты, услышав диагноз «лейкемия», считали, что их жизнь кончена. Да, это грозное заболевание, это болезнь, которая угрожает жизни, ее терапию нужно начинать незамедлительно, но сегодня у нас есть возможности эффективно лечить многие виды лейкозов, – подчеркнула Е. Паровичникова на встрече с российскими журналистами по итогам конгресса. – При условии адекватного лечения половина пациентов должна выздоравливать, при некоторых формах острых лейкозов процент выздоровления достигает 90-95».

«Потенциально излечивающим методом терапии лейкозов является трансплантация костномозговых стволовых клеток, однако его применение ограничено физическим состоянием и возрастом пациента», – рассказывает доктор медицинских наук Сергей Сёмочкин, профессор кафедры онкологии и гематологии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России. В первую очередь это может касаться больных с острыми миелоидными лейкозами (ОМЛ), пик заболеваемости при которых наступает в возрасте 60-65 лет. Начиная с 80-х годов прошлого века, после открытия роли метилирования ДНК в онкогенезе, проводятся клинические исследования, которые доказывают эффективность и безопасность гипометилирующих препаратов для лечения миелодиспластических синдромов (МДС).

В этом году на конгрессе представлены данные международного многоцентрового открытого исследования 3-й фазы азацитидина (AML 001) у пожилых пациентов с вновь диагностированным острым миелобластным лейкозом. Показано, что продолжительность жизни больных, получавших терапию азацитидином, в 1,6 раза больше, чем при применении стандартных схем лечения. Однолетняя выживаемость на азацитидине достигает 47% (34% на стандартных схемах).

Существенным прорывом в лечении МДС стало открытие эффекта от терапии иммуномодуляторами. Результаты рандомизированного двойного слепого плацебоконтролируемого мультицентрового клинического исследования 3-й фазы MDS-004 свидетельствуют, что количество пациентов с синдромом изолированной делеции 5q (вариант МДС низкого риска), у которых при приеме леналидомида 10 мг наблюдалась независимость от переливания крови свыше 182 дней, было достоверно выше по сравнению с группой больных, получавших плацебо (55,1% против 6%).

В РФ леналидомид не зарегистрирован по показанию «для терапии МДС низкого риска (5q минус синдром)» (* В России леналидомид в комбинации с дексаметазоном зарегистрирован в 2009 г. для лечения взрослых больных с множественной миеломой, которые получили по крайней мере одну линию терапии.), поэтому о широком его применении у этих пациентов речь не идет. Подобное лечение проводится по решению врачебной комиссии в некоторых крупных гематологических центрах (3-4 пациента на центр).

Особое внимание ученых приковано к поиску новых методов терапии миелодиспластического синдрома высокого риска. «В большом проценте случаев МДС высокого риска через какое-то время переходит в острый миелобластный лейкоз, практически не поддающийся лечению. Традиционно применяется терапия малыми дозами цитозара, при которых медиана выживаемости пациентов не превышает 3 месяцев, – отмечает профессор С. Сёмочкин. – Поэтому основная цель лечения – остановить болезнь до трансформации в ОМЛ. В данном случае определенные успехи также связаны с применением гипометилирующих агентов. В частности, терапия азацитидином позволяет увеличить 2-летнюю выживаемость с 26% до 52%».

Десятки докладов, представленных на конгрессе, были посвящены множественной миеломе (ММ) – заболеванию, в терапии которого в течение последнего десятилетия наблюдается значительный прогресс. Благодаря внедрению в клиническую практику иммуномодуляторов и ингибиторов протеасом удалось более чем вдвое увеличить продолжительность жизни пациентов с миеломой – с 3 до 6-7 лет. Миелома все еще остается хроническим неизлечимым заболеванием, но современная терапия позволяет на долгие годы сохранить пациентам хорошее качество жизни, возможность работать, вести активную социальную жизнь.

Активно идет поиск новых молекул для терапии ММ: на конгрессе было представлено не менее 20 новых веществ, исследования которых проходят в настоящий момент как в качестве монотерапии, так и в комбинации с ранее зарегистрированными препаратами – леналидомидом и бортезомибом, отмечает участница конгресса Ольга Покровская, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отделения высокодозной химиотерапии парапротеинемических гемобластозов Гематологического научного центра Минздрава России.

В частности, на конгрессе были представлены данные исследования FIRST (исследование первой линии терапии леналидомидом в комбинации с дексаметазоном) по сравнению со стандартной химиотерапевтической схемой (комбинированная терапия на основе мелфалана и преднизолона). По итогам наблюдения в течение 37 месяцев отмечено снижение риска прогрессии болезни на 28% у пациентов, которые получали терапию леналидомидом в комбинации с низкими дозами дексаметазона (группа Rd), по сравнению с пациентами, которые получали стандартную терапию 1-й линии. Промежуточный анализ общей выживаемости также показал значимое снижение риска смерти в группе Rd на 22%.

Продолжаются исследования помалидомида – следующего поколения иммуномодуляторов. Проведен ретроспективный анализ данных исследования ММ-003 помалидомида в комбинации с низкими дозами дексаметазона по сравнению с высокодозным дексаметазоном у пациентов с рефрактерной множественной миеломой. Общая выживаемость у пациентов на помалидомиде более чем в 2 раза превысила данный показатель у пациентов, принимавших высокодозный дексаметазон (12,7 и 5,7 месяца соответственно).

Российские врачи надеются, что в ближайшее время эти препараты появятся и в их арсенале. Пока же, например, активно применяемый в Европе и США леналидомид не включен в перечень «7 нозологий», что существенно осложняет возможность его широкого внедрения в клиническую практику в нашей стране.

«Мы надеемся, что в ближайшем будущем эта ситуация изменится. У нас появится возможность назначать препараты всем пациентам, которым это будет необходимо, если, например, они резистентны к терапии первой линии или когда ответ на терапию получен, но он оказывается кратковременным», – завершает Ольга Покровская.

Источник: Медицинская газета

Согласен Данный веб-сайт содержит информацию для специалистов в области медицины. В соответствии с действующим законодательством доступ к такой информации может быть предоставлен только медицинским и фармацевтическим работникам. Нажимая «Согласен», вы подтверждаете, что являетесь медицинским или фармацевтическим работником и берете на себя ответственность за последствия, вызванные возможным нарушением указанного ограничения. Информация на данном сайте не должна использоваться пациентами для самостоятельной диагностики и лечения и не может быть заменой очной консультации врача.

Сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.