Психологическая помощь медикам в условиях эпидемии коронавируса

Новости Центра медицинских исследований имени Джонса Хопкинса

Исследование по изучению причины отсутствия реакции иммунной системы на опухоль яичников

Ученые Университета Джонса Хопкинса установили, как липиды, производимые опухолью яичника, позволяют обойти иммунную систему организма для бесконтрольного распространения рака. Рак яичников считается одним из наиболее агрессивных злокачественных образований. В течение пяти лет он приводит к смерти более 70% заболевших женщин при ежегодной смертности около 15 тыс.

В ряде лабораторных экспериментов, проводившихся в течение двух лет, группа исследователей из Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University School of Medicine) и Ракового центра Киммеля г. Сидней (Sidney Kimmel Comprehensive Cancer Center) обнаружила, что продуцируемая опухолью и накапливающаяся в брюшной полости асцитическая жидкость содержит липиды, полностью подавляющие действие иммунных Т-киллеров.

Эти особые Т-клетки, кратко именуемые NK, для выполнения своей функции – передачи информации другим видам клеток иммунной системы о необходимости избавления организма от болезни – должны быть активированы.

На одном из этапов исследования у 25 женщин, страдающих раком яичников, ученые производили забор асцитической жидкости, содержащей липиды, и подвергали образцы липидов тестированию для выявления способности блокирования ими активации NK-клеток.

В отчете, сформированном 1 декабря 2008 г. для публикации в журнале «Клинические исследования рака» (Clinical Cancer Research), группа исследователей сообщает, что эта уклончивая блокирующая тактика избегания фактически связана со специальным белком CD1d, необходимым для активации NK-клеток.

Эксперименты показали, что активация NK-клеток была заблокирована от 10 до 100 процентов в результате обработки тест-культуры клеток повышенной концентрацией взятого опухолевого асцита.

Ученые считают, что ключевую роль в распространении нескольких видов рака играет прерванное или заблокированное действие Т-клеток. Однако до сегодняшнего дня твердых доказательств взаимосвязи Т-клеток защитной иммунной системы организма и распространения рака яичников не было.

«Наши исследования впервые выявили, как рак яичников обходит основную проверку иммунной системы, что открывает возможность для разработки в будущем препарата, который сможет приостановить, ограничить, повернуть вспять или даже обойти блокирование, позволяя активировать CD1d-опосредованные NK-клетки», – сообщает иммунолог и один из руководителей исследования кандидат наук Матиас Оелке (Mathias Oelke).

Оелке, доцент Университета Джонса Хопкинса, говорит, что данную работу можно считать первым исследованием, которое демонстрирует клинический эффект асцита на человеческие NKT-клетки и описывает регуляторную функцию липидов в развитии рака. Предыдущие исследования на мышах подтвердили: липиды помогают опухоли ускользать от влияния иммунной системы. Он полагает, что в клинических исследованиях это первое доказательство эффектов угнетения механизмов иммунной системы, оказываемых асцитом на NK-клетки, имеющее место при тех нозологических формах рака, для которых характерно распространение в брюшной полости, и при некоторых инфекционных заболеваниях.

«Разумеется, конечная задача – убедиться, что иммунная система может определять раковые клетки и, мы надеемся, атаковать и уничтожать их», – говорит исследователь Джонатан Шнек, профессор патологии, медицины и онкологии. Шнек описал блокирование как «быстрое и продолжительное», происходящее в течение 4 часов воздействия асцита, и остается действенным в течение всего времени тестирования.

Когда у мужчин и женщин с гепатитом С взяли образцы асцитической жидкости и подвергли их воздействию клеток, которые стимулируют NK-клетки, только два из шести образцов асцита блокировали активацию иммунных клеток. А во время другого эксперимента CD8 Т-клетки иммунной системы функционировали нормально даже после того, как на стимулирующие их клетки предварительно воздействовали асцитом.

Более того, блокирующее действие проявлялось только в присутствии асцитической жидкости. Соответствующие образцы сыворотки крови, взятые у женщин, больных раком, не блокировали активацию NK-клеток.

Ученые сообщают, что следующим шагом будет оценка более дюжины разнообразных липидов, присутствующих в организме, для определения их особой роли, при наличии таковой, в блокировании NK-клеток иммунной реакции. Цель исследования – обнаружить связи с другими заболеваниями и нарушением активности Т-клеток.

Исследование проводилось при поддержке Национального института аллергии и инфекционных заболеваний и Национального института рака, являющихся членами Национального института здоровья. Дополнительные средства были предоставлены Ассоциацией по борьбе с раком у женщин «Hera», Гинекологической раковой ассоциацией и Фондом исследований рака яичников.

Кроме Шнека и Оелке, в исследовании принимали участие ведущий исследователь кандидат наук Тоня Вебб (Tonya Webb); кандидат медицинских наук Роберт Гиунтоли (Robert Giuntoli) и Офелия Роджерс (Ophelia Rogers).

Перевод Натальи Болотиной