Разговоры об адъюванте РМЖ с Анастасией Даниловой

Новости Центра медицинских исследований имени Джонса Хопкинса

Новые потенциальные возможности Twist в диагностике рака молочной железы

Исследования на мышах позволяют лучше и проще выявлять стволовые клетки, приводящие к некоторым вариантам рака молочной железы.

Исследователи Johns Hopkins в декабрьском номере Neoplasia от 4 декабря 2009 г. опубликовали информацию о протеине, кодированном геном под названием «Twist», который может быть маркером стволовых клеток, способствующих прогрессии высоко агрессивного рака молочной железы. Поводом для исследования послужила недавняя работа об относительно редко встречаемости этой подгруппы стволовых клеток в опухолях молочной железы. Ученые предположили наличие у этой популяции некоторых, очень отличительных, качеств и особенностей.

В экспериментах, разработанных для идентификации специфичных качеств, команда Hopkins сосредоточилась на гене «Twist» (или TWIST1), названному так за винтообразную форму, и известному как производитель фактора транскрипции – белка, включающего или отключающего другие гены. Twist – онкоген, с которым мы рождаемся, и у каждого есть потенциальная возможность превращения нормальных клеток в злокачественные.

«Наши эксперименты показывают, что среди большого количества других игроков Twist – движущая сила в формировании некоторых форм рака молочной железы», – говорит доктор философии, адъюнкт-профессор радиологии и онкологии Университетской Школы Медицины Johns Hopkins Venu Raman. «Обнаруженный белок один из увеличивающейся коллекции маркеров, которые сигнализируют о стволовой клетке рака молочной железы».

Предыдущее исследование стволовой клетки идентифицировало Twist как промоутера процесса эпителиально-мезенхимного перехода, или EMT, и важного маркера, обозначающего специальную подгруппу стволовых клеток рака молочной железы. По существу, EMT заставляет клетки рака отделяться от первичной опухоли и метастазировать. Новое исследование Hopkins показывает, что присутствие Twist, наряду с изменениями двух других биомаркеров – CD24 и CD44 – даже без EMT, объявляет о присутствии этой критической популяции стволовых клеток. «Признано, что EMT свидетельствует о наличии у клетки рака молочной железы, как и у стволовых клеток, потенции к метастазированию, но наше исследование показывает, что при обнаружении избытка или просто присутствия Twist, этот процесс возможен и независимо от EMT», – отмечает доктор философии Farhad Vesuna, преподаватель радиологии Университетской Школы Медицины Johns Hopkins. «EMT не является идентификатором стволовой клетки рака молочной железы».

Работая с трансплантированными мышам клетками рака молочной железы человека, с обязательным наличием онкогена Twist, ученые помечали флуоресцентными химикатами поверхностные маркеры CD24 и CD44. Далее, с помощью протоковой цитометрии выделили 20 стволовых клеток рака молочной железы, содержащие высокий уровень CD44 и низкий CD24. И ввели эти клетки в ткань молочной железы 12 мышам. Все мыши заболели раком. «Обычно для выращивания ксенографа пересаженной опухоли требуется приблизительно миллион клеток», – говорит доктор Vesuna. – «Здесь мы говорим только о 20 клетках. В этих клетках, по сравнению с другими, есть что-то, что делает их такими мощными. Это – пробный камень, если можно взять очень небольшое количество «очищенных» стволовых клеток и вырастить злокачественную опухоль, это означает, что есть чистая линия рака молочной железы».

Ранее исследование показало, что у 65% пациенток с агрессивным раком молочной железы Twist присутствует в значительно большем количестве по сравнению с опухолями меньшей степени злокачественности и что клетки, экспрессирующие Twist, более устойчивы к облучению. Twist, который ученые считают онкогеном, запускает процесс канцерогенеза, потому что исчезают молекулы и пути, регулирующие и контролирующие процессы нормальной пролиферации.

«Открытие того, что Twist – неотъемлемая часть фенотипа стволовой клетки рака молочной железы, может иметь фундаментальное значение для раннего обнаружения, лечения и профилактики», – говорит доктор Raman. – «Некоторые методы терапии убивают обычные клетки опухоли, не воздействуя на немногочисленную популяцию стволовой клетки рака, саботируя все усилия по лечению. Более эффективное лечение рака, вероятно, потребует препаратов, которые вызывают гибель этой важной популяции стволовых клеток».

Эта работа поддержана Мэрилендским Фондом Исследования Стволовой клетки. В дополнение к докторам Vesuna и Raman, соавторами сообщения были специалисты ЦМИ Johns Hopkins Ala Lisok и Brian Kimble.

Перевод Натальи Мещеряковой