Разговоры об адъюванте РМЖ с Анастасией Даниловой

Новости Центра медицинских исследований имени Джонса Хопкинса

Обнаружен белок, влияющий на размеры опухоли

У подопытных мышей ученые Johns Hopkins обнаружили протеин-индуцирующий ген, подобный человеческому, мутация которого приводит к развитию опухолей нервов, осуществляющих передачу звуковых сигналов.

Белок, названый YAP, координирует пролиферацию и смерть клетки, через цепь химических реакций запускает NF2ген-супрессор опухоли, ответственный за формирование и дифференцировку растущих тканей. Материалы опубликованы 19 июля в Developmental Cell.

Как полагает доктор философии, профессор молекулярной биологии и генетики в Школе Медицины Университета Johns Hopkins и исследователь Медицинского института Howard Hughes Duojia Pan, были представлены убедительные доказательства того, что, манипулируя YAP, со временем можно создать таргетный препарат для лечения «звона в ушах», глухоты, а также нейрофиброматоза 2 типа. Недавние исследования показали, что нейрофиброматозом 2 типа страдает 1 из 25 тысяч человек.

Исследователи лаборатории, руководимой профессором Duojia Pan, изучали Hippo-сигнальный путь, представляющий группу протеинов, задействованных в биохимических процессах всех живых организмов, начиная с мух и заканчивая человеком, и при необходимости передачи органам приказа на остановку роста, функционирующих подобно цепной реакции.

В 2003 году группа профессора Duojia Pan идентифицировала ген, который был назван Hippo за то, что неправильная его копия приводила к развитию у плодовой мушки огромных глаз. Два года спустя было установлено, что Hippo располагается в середине сигнальной последовательности ограничивающих экспрессию генов, отвечающих за дифференцировку и выживаемость клеток. В 2007 году было показано, что управляя генами, участвующими в процессе передачи сигналов по hippo-пути, можно увеличить размер печени мыши в 5 раз и индуцировать развитие в ней злокачественной опухоли. Профессор Pan считает, что изучение роли Hippo может стать ключом к контролю размера органа.

Исследование YAP-NF2 проводилось на генетически измененных мышах, печень которых не содержала NF2. «Мы узнали, что мутация NF2 в клетках печени мышей приводит к формированию опухоли. При недостатке NF2 в печени развиваются множественные опухолевые очаги, также происходит и при вмешательстве в Hippo-сигнальный путь», – говорит профессор.

Гипотетически предполагалось, что NF2 через Hippo-сигнальный путь подавляет продукцию протеина YAP. Профессор объясняет, что удаление NF2 приводит к возрастанию YAP, вызывающего рост опухоли печени. Избавление от YAP должно решить проблему.

Чтобы проверить это, ученые генетически изменили мышей, в печени которых NF2 ген «молчал», скрестив их с мышами, не содержащими белок YAP. Часть потомства не имела NF2 и YAP. Часть же потомства имела NF2, но уровень YAP был снижен на 50%.

«Мы моделировали ситуацию, подавляя активность YAP, и удивились, что снижение его уровня на 50% приводило к тому, что ткань печени становилась абсолютно нормальной», – говорит профессор.

Было продемонстрировано, что в нормальной печени (без мутации NF2) при снижении уровня протеина YAP на 50% ничего не менялось. Однако если при этом еще и удалялся ген NF2, то печень имела нормальные размеры, и опухоли отсутствовали.

«Необыкновенная чувствительность негативных по NF2 опухолей к YAP поразила нас. Все это было случайно обнаружено во время бридинга мутантных мышей».

Вопрос чувствительности выводит YAP в разряд важных терапевтических целей. Уровень YAP критически отражается на развитии опухоли, связанной с геном NF2. Препарат, который сможет уменьшить уровень протеина даже на 50%, может существенно продвинуть лечение некоторых патологических состояний.

Авторы исследования из Школы Медицины Университета Johns Hopkins, кроме упомянутого профессора Pan: Nailing Zhang, Haibo Bai, Karen K. David, Jixin Dong, Yonggang Zheng, Jing Cai и Robert A. Anders. Marco Giovannini, House Ear Institute, Pentao Liu из The Wellcome Trust Sanger Institute.

Работа финансирована Национальным Институтом диабета и болезней органов ЖКТ и почек, Министерством обороны и Медицинским институтом Howard Hughes.

В Сети: humangenetics.jhmi.edu, www.cell.com