Разговоры об адъюванте РМЖ с Анастасией Даниловой

Новости Центра медицинских исследований имени Джонса Хопкинса

Нарушение снабжения опухолевой клетки сахаром замедляет ее рост

Ученые ЦМИ Johns Hopkins воспроизвели вещество, которое может блокировать снабжение сахаром клеток рака. Вещество, названное ингибитором глютаминазы, было проверено на лабораторных культурах тканей злокачественных опухолей мозга, испытывающих состояние сахарного голодания. Ученые полагают, что данная находка будет полезна при лечении многих новообразований, исходящих из головного мозга.

Ученые ЦМИ Johns Hopkins, открывшие данный способ, предупреждают о том, что ингибитор глютаминазы не был проверен на животных и людях, и считают необходимым дальнейшее изучении «глютаминазного пути» в качестве нового метода терапии.

Глютаминаза – фермент, контролирующий конвертацию глюкозосодержащих нутриентов в карбоновый скелет клетки. Частью ферментов, участвующих в создании «кирпичей» карбонового скелета, управляет ген IDH1. В некоторых злокачественных клетках головного мозга IDH1 мутирован, и управляемые им ферменты не могут полноценно создавать структуру скелета клетки.

«Раковые клетки с мутированным IDH1 предпочитают для себя глютаминазный путь, в нашем случае он стал ахиллесовой пятой раковой клетки, – говорит доктор медицины и философии, вице-декан Университетской школы медицины Johns Hopkins профессор Chi Dang. – Чтобы победить рак, мы могли бы с помощью глютаминазы блокировать поступление в клетку биологического материала, создающего ее скелет».

Для доказательства группа ученых Johns Hopkins совместно с генетиками Принстонского Университета в клетках с мутациями IDH1 использовали блокирующий глютаминазу агент. Состав, названный BPTES, снижал скорость роста опухолевых клеток на 30%. Результаты исследования были опубликованы online 3 ноября (2010 г.) в Cancer Research.

«Ингибитор глютаминазы полностью не может остановить рост опухолевой клетки, но может существенного его замедлить», – разъясняет доктор медицины и философии, директор лаборатории Ludwig Collaborative, профессор центра нейрохирургии Gregory Riggins.

Riggins изучал противораковый потенциал BPTE на фоне «экранирования» других веществ, влияющих на глютаминазу. BPTES был разработан в Институте изучения мозга Johns Hopkins для лечения повреждений мозга и неврологических нарушений. В клинической практике из-за проблем с растворимостью чистый BPTES использоваться не может, но ученые Института изучения мозга работают над созданием новой версии средства. «Мы надеемся, что пациентам с мутациями IDH1 в дополнение к основной терапии ингибитор глютаминазы будет полезен».

Мутация IDH1, с замещением изоцитрата дегидрогеназы 1, была обнаружена в 2008 г. учеными ЦМИ Johns Hopkins при исследовании генома опухолей головного мозга. Подобные изменения существуют в 70% трех наиболее часто встречающихся злокачественных вариантов глиом: низкодифференцированной астроцитоме, олигодендроглиоме и вторичной глиобластоме. Эта генетическая мутация обнаруживается и при остром миелолейкозе. Мутация происходит в пределах определенного и единичного отрезка среди тысяч генетических символов. Отмечено, что пациенты с данной мутацией живут вдвое дольше. Предположительно в США данная мутация выявляется у 6 000 больных с впервые выявленными опухолями мозга.

Профессоры Dang и Riggins планируют изучить ингибитор глютаминазы на клеточных культурах других злокачественных новообразований и проверить их в комбинированной таргетной терапии на человеке и животных.

Исследование финансировалось Ludwig Center в Johns Hopkins, грантами AACR, Bayer Schering, Института изучения мозга, Обществом нейрохирургов имени Irving Sherman, Обществом онкологов Johns Hopkins.

В исследовании также участвовали: Meghan J. Seltzer, Avadhut D. Joshi, Ping Gao, Ajit G. Thomas, Dana V. Ferraris, Takashi Tsukamoto, Camilo J. Rojas и Barbara S. Slusher из ЦМИ Johns Hopkins; Bryson D. Bennett и Joshua D. Rabinowitz from Princeton University.

Перевод Натальи Мещеряковой