Журнал
ONCOLOGY.RU

Здравоохранение и социальная сфера
в цифрах и фактах 2010 года,
планы на 2011 год

(публикуется с сокращениями)

ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИНВАЛИДОВ

  • В 2010 г. одобрена и с 2011 г. начнет свою работу государственная программа «Доступная среда», на которую планируется выделить около 47 млрд. руб. По ее результатам будет увеличено количество школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и здоровым детям (сейчас таких школ всего 2% по России, к 2015 г. показатель будет увеличен до 20%). Будет увеличено число транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов. Большее число телепрограмм будут иметь субтитры – к 2015 г. 50% от общего объема вещания общероссийских телеканалов (в настоящее время – не более 15%.) Будет увеличено количество рабочих мест для инвалидов, а также улучшены условия главных бюро медико-социальной экспертизы.
  • Разработана Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, которая предполагает сокращения «маршрута» прохождения медико-социальной экспертизы и переход на новые классификации и критерии при установлении инвалидности. В отличие от действующих критериев, которые затрагивают только медицинский аспект, новая классификация позволит определять одновременно три параметра – функции и структуры организма человека, его активность и возможность его участия в общественной жизни.
  • Ежегодно государством выделяются средства из федерального бюджета на поддержку общественных организаций инвалидов. В 2010 г. выделено 800 млн. руб. С 2011 г. сумма увеличена до 950 млн. руб.

НАЦПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»

  • На реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2010 г. выделено 144,1 млрд. руб.
  • За 10 месяцев 2010 г. в 502 центра здоровья обратилось 1 769,1 тыс. человек, из них здоровыми признано 572,5 тыс. человек, с факторами риска –1179,5 тыс. человек, для дальнейшего обследования и лечения к врачам-специалистам направлено 526,3 тыс. человек, заболевания выявлены у 17,2 тыс. человек. Среднее число обратившихся в центры здоровья составила 3 524 человека.
  • Дополнительную диспансеризацию работающего населения в 2010 г. за 10 месяцев прошли 3 067 167 человек. Практически здоровы – 23,7 % осмотренных, 16,6%– имеют риск развития заболевания, 58,3 % – нуждаются в дополнительном обследовании в амбулаторно-поликлинических условиях, 1,4% нуждаются в дополнительном обследовании в стационаре и 0,03% нуждаются в высотехнологичной медицинской помощи.
  • Дополнительные денежные выплаты получают 153,054 тыс. медицинских работников первичного звена здравоохранения, а также 143 651 тыс. медицинских работников скорой медицинской помощи и фельдшерско–акушерских пунктов. На эти цели из федерального бюджета направлено 23 218,3 млрд. рублей.
  • В 2010 г. за 10 месяцев обследовано на выявление ВИЧ-инфекции 21 103 437 человек. Лечение получают 73,3 тыс. человек (103,4% от запланированных на 2010 год). Диспансерное наблюдение прошли 295 тыс. человек, живущих с ВИЧ.
  • За 10 месяцев 2010 г. 8 808 ВИЧ-инфицированных женщин завершили беременность родами, из них получили химиопрофилактику и антиретровирусную терапию 8 400 женщин.
  • Охват трехэтапной химиопрофилактикой получили 6 626 пар мать-ребенок. Охват новорожденных химиопрофилактикой составил 99%.
  • Заключены государственные контракты на поставку всех необходимых медицинских иммунобиологических препаратов для реализации Национального календаря профилактических прививок. Вакцинировано против: полиомиелита – 4,49 млн. человек; гепатита В – 1 705,6 тыс. человек; кори – 310,3 тыс. взрослых; кори и эпидемического паротита – 2 330,7 тыс. детей; краснухи – 3,2 млн. человек; дифтерии, коклюша, столбняка – 9,5 млн. человек; туберкулеза – 1 482,6 тыс. человек.
  • Для специализированных противотуберкулезных учреждений в 7 регионах закуплено и поставлено медоборудование. Кроме того, во все регионы закуплены и поставлены противотуберкулезные препараты. Экономия по результатам проведенных аукционов на поставку лекарственных средств составила 12,8 млн. руб.
  • В реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями участвуют 38 субъектов Российской Федерации (в том числе 14 регионов с 2010 года) с общей численностью населения – 69,3 млн. человек. В т.г. регионам на закупку дорогостоящего оборудования было выделено 3,13 млрд. руб.
  • В 2010 г. в реализацию мероприятий по организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП включены 22 региона России, по территории которых проходят федеральные автомобильные дороги М–5 «Урал», М–9 «Кавказ» и М–60 «Уссури». Общий объем финансирования мероприятия в 2010 г. – 3,38 млрд. рублей. В регионы поставлены 173 реанимобиля. Коэффициент смертности от ДТП составил 5,3 случая на 100 тыс. населения (в 2009 г. – 11,3) .
  • С 1 июля 2010 г. в России вступили в силу новые требования к автомобильным аптечкам. То, что автомобильные аптечки используются гражданами, не имеющими медицинского образования, и предназначены для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, определило основные отличия нового разработанного состава от старого: существенное увеличение в составе аптечки перевязочных средств и отсутствие в аптечке лекарств.
  • За 10 месяцев 2010 г. на 18,3% увеличилось число пациентов, прошедших через первичные онкологические кабинеты (отделения) в 11 регионах, участвующих в мероприятии по совершенствованию организации онкологической помощи населению с 2009 г. Показатель «запущенности» (IV стадии) сократился на 1,3% (с 22,7% в III квартале 2009 г. до 21,4% в 2010 г.).
  • В 2010 г. в реализацию программы включены 10 регионов (оснащение медицинским оборудованием 1 окружного и 9 региональных онкологических диспансеров, 5,8 млрд. рублей). За 2009 и 2010 учебные годы было направлено в интернатуру и ординатуру 472 специалиста, что позволит снизить дефицит врачей–онкологов почти на 10%.
  • Высокотехнологичная медицинская помощь оказана 213,8 тыс. граждан, в том числе 36,2 тыс. детей.
  • Завершено строительство федерального центра высоких медицинских технологий в г. Хабаровске, Красноярске, Челябинске и Тюмени.
  • На развитие службы крови в 2010 г. из федерального бюджета выделено 4,5 млрд. руб. В реализации мероприятий принимают участие 48 регионов (в 2010 г. включены 22 региона). Заключено 90 государственных контрактов на поставку оборудования по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее. Развитие Службы крови сопровождается постоянным развитием коммуникационной инфраструктуры. 16 августа начал работу модернизированный Интернет-портал Службы крови – www.yadonor.ru. Новый портал – это расширенная информационная база для всех участников донорского движения. Работает «Горячая линия» Службы крови (8-800-333-3330), на которой круглосуточно можно получить консультацию по вопросам донорства крови и ее компонентов. Количество звонков существенно выросло с начала коммуникационной кампании, пиковые значения достигают 6000-7000 вызовов в неделю. Общая численность доноров увеличилась в стране на 4,2%, число доноров плазмы – на 11,6%, количество плазмодач – на 10,4%, заготовка цельной крови – на 7,4%. Количество доноров на 1000 населения составляет 13,8 (в 2008 году – 13), что подтверждает эффективность Программы.

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

  • Рассмотрены региональные программы развития здравоохранения. С 2011 по 2012 год в бюджет за счет 2% повышения тарифа на обязательное медицинское страхование поступит порядка 460 млрд. рублей. В 2010 году каждый регион разработал собственную программу развития здравоохранения. Инвестиции в здравоохранение будут направляться под конкретные задачи и соответствовать потребностям жителей в необходимой медпомощи с учетом региональных особенностей.
  • Минздравсоцразвития разработаны единые подходы для оказания того или иного вида медицинской помощи – «Порядки», где четко прописано как, когда, на каком уровне, какими специалистами и с помощью какой медицинской техники оказывается медицинская помощь. Внедрение порядков оказания медицинской помощи невозможно без «Федеральных стандартов». В основе стандарта заложен принцип применения современных медицинских технологий, современных лекарственных средств и расходных материалов, высокий уровень оборудования, квалификация медицинского персонала.
  • Принят закон «Об обязательном медицинском страховании» . Этот закон позволит реально сделать человека центральным звеном системы оказания медицинской помощи. Деньги идут за пациентом; финансируется оказанная услуга, а не учреждение. Закон даёт человеку право выбора страховой медицинской организации, медицинского учреждения и врача. Эти права будут подкреплены действующим на всей территории страны полисом обязательного медицинского страхования. Что это означает для пациента? Повышение доступности оказания медицинской помощи, так как каждая услуга, оказанная пациенту, будет оплачиваться полноценно, причем не только по статьям затрат, но и по стоимости лечения.
  • Разработан законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В законопроекте определены четкие критерии принципа доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и права на отказ от него, установлен безоговорочный запрет на клонирование человека. Впервые предусмотрена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Правительством Российской Федерации сроком на три года. Законодательно устанавливается перечень медицинских услуг, которые не подлежат оплате.
  • Разработан законопроект «О биомедицинских технологиях» . Это первый в этом правовом поле законопроект, который регулирует вопросы, возникающие в связи с разработкой, доклиническими исследованиями, экспертизой и государственной регистрацией биомедицинских клеточных технологий, а также в связи с обращением результата биомедицинских клеточных технологий – клеточного продукта: его клинических исследований, экспертизы, производства, хранения, утилизации, ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза за ее пределы.

ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

  • Принят закон «Об обращении лекарственных средств» . Закон упорядочил процедуру допуска лекарственных препаратов, регламентировал вопросы стандартизации в сфере обращения лекарственных средств, усовершенствовал механизмы вывоза и ввоза лекарственных средств на территорию России. Закон делает прозрачной процедуру регистрации лекарственных средств на всех этапах. Процедура регистрации лекарственных средств четко прописана по этапам и срокам. Максимальный срок регистрации не превышает 210 дней. Для воспроизведенных препаратов – 60 дней. Со вступлением в силу закона «Об обращении лекарственных средств» повысилась доступность лекарственных препаратов для сельских жителей. Теперь в сельских поселениях, в которых нет аптечных учреждений, право заниматься продажей лекарственных препаратов предоставлено работникам фельдшерско-акушерских пунктов. Закон «Об обращении лекарственных препаратов» упростит вывод на отечественный рынок современных препаратов. В законе есть пункт, что если между странами подписано соглашение о взаимном признании результатов клинических исследований, то при регистрации в России нового лекарственного препарата не потребуется дополнительных клинических исследований. Это повысит доступность самых современных и инновационных препаратов для россиян. Закон устанавливает взимание единой государственной пошлины при регистрации, доходы от которой поступают в федеральный бюджет. Законодательно введено государственное регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Процесс регистрации лекарственных средств максимально «прозрачен» – информация о ходе регистрации размещается в интернете. Усиливается государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, что позволит противодействовать обороту недоброкачественной и фальсифицированной фармацевтической продукции. Новая схема регистрации позволила исключить коррупцию при регистрации лекарств, создав единые условия для всех производителей, – отечественных и зарубежных.
  • Разработан перечень стратегически значимых лекарственных препаратов, в который вошли 57 наименований, в том числе против онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, гепатита, болезни Гоше, рассеянного склероза. Это дорогостоящие препараты и начало их производства в России (к 2015 году) позволит уменьшить их стоимость, увеличить доступность и повысить качество оказания медпомощи.
  • Лекарственный рынок – социально значимый, когда на нем возникают спекулятивные манипуляции с ценами – это напрямую бьет по самым незащищенным слоям нашего общества. В связи с этим был обновлен Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛП). В него вошли препараты, которые больше всего влияют на снижение заболеваемости и смертности. В обновленный перечень ЖНВЛП, который утвержден Правительством РФ в ноябре 2010 года, вошли 522 наименования лекарственных средств.
  • Введено госрегулирование цен на препараты из перечня ЖНВЛП. Все зарегистрированные цены теперь выложены в открытом доступе на сайте Минздравсоцразвития России. Благодаря госрегулированию, цены на основные лекарства не только перестали расти, но и стали снижаться. К октябрю 2010 г. снижение цен в среднем по России в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка составило 2,74%, в госпитальном сегменте – 2,43%. Практика применения государственного регулирования цен доказала, что заложенный принцип сработал: фиксируется и снижение цен, и сохранение доступности лекарств.
  • С начала 2010 г. по результатам ежемесячного мониторинга ценовой и ассортиментной доступности лекарственных средств выявлено снижение цен на ЖНВЛП. К ноябрю 2010 г. снижение цен в среднем по России в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка составило 2,71%, в госпитальном сегменте – 2,54%.
  • В 2010 году по отношению к 2009 году на 13,4% выросли финансовые затраты на обеспечение необходимыми лекарственными средствами льготных категорий граждан. На одного получателя он составил 757 руб. в месяц (в 2009 – 668 руб.). По итогам работы в 2010 году заболеваний, требующих дорогостоящего лечения числится около 100 тысяч человек против 52.8 тыс. человек на 1 января 2009 г.
  • Обновлен минимальный перечень лекарственных средств для аптечных организаций, в который вошли 60 наименований лекарственных средств. Одно из главных нововведений, закрепленных в соответствующем приказе Министерства, – если гражданин обратился в аптеку с рецептом, а такого лекарства нет, то в течение 5 дней препарат должен быть в нее доставлен.
  • Упрощены правила ввоза лекарств в Россию для применения по медицинским показаниям. Максимальный срок рассмотрения заявки на ввоз ограничен пятью рабочими днями. Разрешение на ввоз выдается в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью. Больному из региона не нужно приезжать в Москву, чтобы подать заявку, выстаивать в очереди и ожидать выдачу разрешения.

ОХРАНА ТРУДА

  • В 2010 году удалось сохранить тенденцию сокращения числа работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. По оперативным данным Роструда за 9 месяцев (январь-сентябрь) 2010 года в Российской Федерации в организациях всех видов экономической деятельности произошло 7397 несчастных случая на производстве, что на 216 меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.
  • Продолжилось реформирование системы управления охраной труда. Разработаны нормативные правовые документы, которые станут базой для функционирования системы управления профессиональными рисками, цель которой – охрана здоровья работающего населения (снижение количества несчастных случаев, смертей, профзаболеваемости, инвалидности работников).
  • Введен в действие новый порядок аккредитации организаций, занимающихся оказанием услуг в сфере охраны труда. Нововведения позволят беспрепятственно войти на рынок тем, кто оказывает услуги квалифицированно, в том числе малым организациям.
  • Вместе с работодателями и профсоюзами министерством разрабатывается новый порядок проведения аттестации рабочих мест. Аттестация должна стать эффективным инструментом выявления и оценки риска каждого работника на рабочем месте. Аттестация должна быть независимой и профессиональной.
  • Разработаны и приняты Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам следующих сфер:
    • машиностроение;
    • связь;
    • строительство и эксплуатация метрополитенов;
    • деятельность по обеспечению пожарной безопасности;
    • деятельность воздушного транспорта.

(по данным сайта Министерства здравоохранения и социального развития РФ)

Согласен Данный веб-сайт содержит информацию для специалистов в области медицины. В соответствии с действующим законодательством доступ к такой информации может быть предоставлен только медицинским и фармацевтическим работникам. Нажимая «Согласен», вы подтверждаете, что являетесь медицинским или фармацевтическим работником и берете на себя ответственность за последствия, вызванные возможным нарушением указанного ограничения. Информация на данном сайте не должна использоваться пациентами для самостоятельной диагностики и лечения и не может быть заменой очной консультации врача.

Сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.