Специалистам
онкологам

Медицинская газета

Сегодня колопроктология становится одной из самых востребованных медицинских специальностей

Интервью директора
Государственного научного центра колопроктологии (ГНЦК)
профессора Юрия Шелыгина

Колоректальный рак вышел в число лидеров среди онкологических заболеваний во всем мире. При этом страшный недуг на ранних стадиях протекает бессимптомно. В этой ситуации первоочередную важность приобретают профилактические осмотры и ранняя диагностика, но об этом в нашей стране знают только врачи. Если в Америке и Европе самые раскрученные звезды шоу-бизнеса не стесняются рассказывать с экранов телевизоров о том, как прошли процедуру колоноскопии и призывают всех последовать их примеру, то у нас вся тяжесть пропаганды этих необходимых, но, прямо скажем, не доставляющих удовольствия процедур возложена на плечи медиков, которым волей-неволей приходится объяснять пациентам, как важно не доводить себя до кишечных кровотечений, анемии и непроходимости.

Заложенный в нашем менталитете ложный стыд нередко становится причиной тяжелых осложнений, когда помочь человеку крайне трудно или невозможно, полагает директор Государственного научного центра колопроктологии (ГНЦК) профессор Юрий Шелыгин.

Преодолеть стыд

– В народе бытует убеждение: колопроктология занимается запорами и геморроем, – говорит ученый секретарь ГНЦК, доктор медицинских наук Александр Титов. – Казалось бы, смех, да и только. Однако тем, кто хоть раз столкнулся с этими проблемами, не до шуток. Ведь они доставляют мучение и боль. При этом практически у каждого второго человека после 40 лет есть и то и другое.

Сейчас нет недостатка в информации о слабительных и средствах от геморроя. Действительно, средства на основе чернослива, инжира, яблочного пектина, семян подорожника стимулируют кишечник, предотвращая запоры и острые приступы геморроя. С другой стороны, растительные препараты не так уж безобидны. Скажем, популярная у многих сенна вызывает спазм кишечника и сильное привыкание. Всем известная послабляющим действием крушина, а также ревень и алоэ при регулярном применении могут вызвать необратимую болезнь кишечника – меланоз, когда из-за поражения слизистой оболочки нарушается чувствительность нервных окончаний. Больные с меланозом имеют повышенный риск образования раковой опухоли толстой кишки. В этой связи в некоторых странах уже ограничено использование таких слабительных, особенно у беременных и детей. А у нас все эти растения входят в состав многих стимулирующих слабительных средств. Они же являются основой многих "фиточаев".

Однако главное даже не это. Под маской запоров или геморроя нередко маскируются куда более серьезные недуги – прежде всего рак кишечника. Удел врача – всё время предупреждать пациентов, что длительные задержки стула или кровотечение – это сигнал бедствия, предупреждающий нас об опасности. Выход только один – ежегодные профилактические осмотры у колопроктолога, которые должны стать такой же нормой, как регулярные флюорография или ЭКГ.

Сегодня колопроктология – одна из самых востребованных медицинских специальностей. По всей стране открываются оборудованные по последнему слову науки центры и отделения, и проблем с тем, чтобы пройти качественное обследование, казалось бы, быть не должно. Однако далеко не все пациенты осознали, насколько важно вовремя преодолеть свой стыд и пойти к врачу до того, как проблемы приняли необратимый характер. "Наша задача на нынешнем этапе – пропагандировать необходимость профилактических осмотров и ранней диагностики, – говорит профессор Шелыгин. – Только таким способом можно остановить "эпидемию" колоректального рака и воспалительных заболеваний кишечника, которые сегодня обрушились на нашу страну".

Чем раньше, тем успешнее

Однако закупка колоноскопов в массовом порядке – весьма затратная процедура, и вряд ли сегодня на это кто-то пойдет. Есть другие, более простые и дешевые способы выявления кишечных проблем. Например, тесты на скрытую кровь в каловых массах. Обнаружение скрытой крови может быть признаком, например, язвенной болезни, полипоза и того же рака. Таким образом, можно предупредить проблему задолго до того, как человек о ней узнал, и предотвратить тяжелую болезнь. Другой способ обследования – скрининг на выявление онкогенов.

Но что делать, если человек все-таки заболел? Колопроктология не отказывается и от тяжелых пациентов. Так, в ГНЦК берутся помочь людям с такими редкими наследственными недугами, как, например, семейный диффузный аденоматоз, когда без своевременного лечения полипы мутируют в раковую опухоль. Без операции не обойтись и пациентам с болезнью Гиршспрунга, когда ребенок появляется на свет с органическим дефектом нервного аппарата кишечника, из-за которого его опорожнение становится невозможным. Или с воспалительными заболеваниями кишечника – язвенным колитом и болезнью Крона. Нормально функционировать толстая кишка не может, и для восстановления требуется длительное, дорогостоящее лечение, включающее гормональную терапию и серию сложных пластических операций. Безусловно, предупредить такие болезни трудно. Но чем раньше они обнаружены, тем успешнее будет лечение.

Для облегчения состояния пациентов в ГНЦК разработано множество уникальных методик. Кандидат медицинских наук Юрий Джанаев демонстрирует лабораторию клинической патофизиологии, каких в нашей стране нигде больше нет, а в мире – раз-два и обчелся. С помощью электрофизиологической методики, разработанной в стенах этой лаборатории, изучается работа мышц и нервов малого таза. Такая методика, называемая электронейромиографией, позволяет увидеть суть проблемы и разработать правильное лечение при целом ряде заболеваний.

Те болезни, которые раньше не давали надежды на исцеление, теперь научились успешно лечить. Во многом благодаря успешной диагностике. Заведующая отделом ультразвуковой диагностики, профессор Лариса Орлова разрабатывает более совершенные методики диагностирования заболеваний прямой кишки с использованием ультразвуковых ректальных датчиков, а Ирина Зародинюк посвятила докторскую диссертацию усовершенствованию рентгенологических методов обследования кишечника.

Не верю!

– Сегодня в стенах ГНЦК проводится всё большее количество малоинвазивных, органосберегающих операций, – говорит заместитель директора ГНЦК по лечебной работе Владимир Кашников. – Например, наша гордость трансанапьная микрохирургия. Методика, разработанная немецкими учеными, позволяет бескровно удалять доброкачественные новообразования. Мы усовершенствовали эту технологию и научились удалять раковые опухоли на начальных стадиях процесса. Наш опыт показывает, что в 99% случаев после такой операции возврата заболевания не происходит.

Недавно в ГНЦК была прооперированна молодая женщина, у которой выявили сразу две раковые опухоли. Удалить их, пользуясь одним методом, оказалось невозможным – коварные новообразования расположились в разных отделах кишечника. К одной подступили снизу, применив трансанальную микрохирургию, к другой – сверху, использовав лапароскопию. Через пять дней женщина отправилась домой, а еще через два смогла выйти на работу.

Авторская методика по удалению метастазов колоректального рака в печень, разработанная профессором медицины Н.Хабибом из лондонского Королевского госпиталя, с 2005 г. применялась в нашей стране только в ГНЦК. Сейчас Хабиб усовершенствовал свой метод и предложил производить операцию лапароскопически. Бескровная резекция печени, когда поверхность этого жизненно важного органа после иссечения пораженной части специальным образом "заваривается", – чудо современной медицины, и врачи центра ею уже овладели. В марте 2011 г. профессор Хабиб приезжал в ГНЦК, чтобы вместе с российскими коллегами провести мастер-класс по этой методике: в конференц-зале собрались врачи со всей страны, а на экран в режиме он-лайн транслировались операции, проходящие в этих же стенах, несколькими этажами выше.

По словам профессора Шелыгина, в ГНЦК уже прооперированно таким образом более полусотни человек. Ранее люди с раком кишечника, давшим метастазы в печень, считались обреченными, а сегодня их можно полностью излечить, не причинив страданий и боли.

Новый этап развития переживает и химиотерапия. Долгое время существовал небольшой перечень химиотерапевтических препаратов, и вреда от них часто было не меньше, чем пользы. В последние годы стали появляться новые направления лечения и препараты, дающие положительные результаты. Например, метод антиангиогенной терапии препятствует развитию сосудов опухоли, тем самым останавливая ее развитие.

– Новые методы лечения значительно эффективнее, и побочных эффектов у них меньше, – говорит Юрий Шелыгин. – Существует новое поколение препаратов, разработанных генно-инженерным путем. Особенность их заключается в том, что они точечно воздействуют на причину воспаления и заболевания. Но они требуют максимального профессионализма от специалиста.

Уникальными можно назвать многие разработанные в центре методики проведения пластических операций. Скажем, в результате операции по удалению раковой опухоли человек потерял прямую кишку и часть запирательного аппарата. Раньше единственным выходом из этой ситуации было формирование стомы. Так человеку удавалось продлить жизнь, однако говорить о ее высоком качестве не приходилось. Сегодня ситуация в корне изменилась. В ГНЦК научились делать пластические операции по моделированию кишки и сфинктера.

Пациенты после таких операций вновь обретают возможность полноценно жить и работать. "Когда я слышу, что в нашей стране не совершается никаких прорывных научных открытий, хочется кричать: неправда! – говорит Ю. Шелыгин. – Есть направления, где мы являемся несомненными мировыми лидерами. Вот, например, в области таких операций". "Наше учреждение относится к числу клиник, работающих по президентской программе оказания высокотехнологичной помощи, – говорит Владимир Кашников. – Это означает, что сегодня мы имеем возможность покупать всё, что нам необходимо – дорогостоящую диагностическую аппаратуру, медикаменты, не требуя с больных, которым нужна высокотехнологичная помощь, ни копейки".

Путешествие по кишке

Профессор Виктор Веселов, руководитель отдела эндоскопии, показывает мне чудо современной медицинской техники: видеоэндоскоп, с помощью которого за 10 минут можно обозреть весь кишечник, в то время как больной, не чувствуя боли, будет мирно лежать на топчане. Еще несколько лет назад казались бы на грани фантастики методы уточняющей диагностики – телевидение высокой четкости, зум-эндоскопия, позволяющая увидеть ту или иную часть кишки в тончайших деталях, ультразвуковой эндоскоп, сканирующий поверхность опухоли...

В. Веселов демонстрирует изображения удаленных им опухолей. "Вот полип: он рыхлый, бледный. А это уже похоже на рак: плотный, красный, сформировавшийся". Здесь же можно за 10-15 минут удалить "паразита". Веселов показывает, как это происходит: на полип набрасывается петля – и, как больной зуб из десны, новообразование выдергивается из чрева пациента. Не требуется не то что наркоза – даже местной анестезии. Способ удаления выбирается в зависимости от размеров опухоли.

Вывод прост: даже при отсутствии каких-либо жалоб после 45 лет каждому человеку необходимо пройти процедуру колоноскопии или другой способ обследования, и чем упорнее врачи в районных поликлиниках будут внушать эту простую мысль пациентам, тем лучше. Далеко не каждый участковый педиатр интересуется стулом больного, а надо бы. Ведь, оказывается, это не менее важно, чем показатели работы сердца.

Согласен Данный веб-сайт содержит информацию для специалистов в области медицины. В соответствии с действующим законодательством доступ к такой информации может быть предоставлен только медицинским и фармацевтическим работникам. Нажимая «Согласен», вы подтверждаете, что являетесь медицинским или фармацевтическим работником и берете на себя ответственность за последствия, вызванные возможным нарушением указанного ограничения. Информация на данном сайте не должна использоваться пациентами для самостоятельной диагностики и лечения и не может быть заменой очной консультации врача.

Сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.