Декабрь 2018
31

11 мая 2012

Разработан принципиально новый способ борьбы с супербактериями

Супербактерии наконец-то готовятся столкнуться с достойным противником, от которого простой мутацией не защитишься. Сконструированный в Наньянском технологическом университете (Сингапур), он явился в форме покрытия, обладающего свойством притягивать бактерии подобно магниту и уничтожать их без использования антибиотиков.

«Смертоносный» материал, который, как было показано, убивает не менее 99% всех бактерий и грибков, имевших неосторожность вступить с ним в контакт, используется сейчас сразу двумя компаниями: производителем контактных линз и изготовителем лекарств для животных. Следующим этапом должно стать расширение границ применения покрытия в биомедицинских и потребительских товарах, начиная с имплантатов и хирургических инструментов и заканчивая кухонной посудой и столовыми приборами. По сути, это единственная эффективная альтернатива, способная заменить «бесполезные» антибиотики, беспомощные перед супербактериями. Подробности о материале и результатах его тестирования ищите в журнале Nature Materials.

Основой суперпокрытия стал поли(диметилдециламмониум хитозан метакрилат). Этот похожий на губку поликатионный полимер обладает некоторым положительным зарядом, притягивающим к себе бактерии, клеточная мембрана которых несет отрицательный заряд. Однако интимная близость бактерии с новым покрытием не сулит первой ничего хорошего. При контакте с губчатым материалом клеточная мембрана буквально засасывается внутрь нанопор, что приводит к ее разрыву и, следовательно, немедленной гибели бактерии.

Среди супербактерий, которые уже стали жертвой нового покрытия, и печально известная синегнойная палочка, вызывающая инфекции верхних дыхательных путей, пищеварительного тракта и мочевых путей, и «легендарный» золотистый стафилококк, первопричина самых разнообразных, в том числе смертельных недугов.

Воодушевившись успехом с твердым полимерным покрытием, ученые создали также противомикробный раствор широкого спектра, действующий по тому же принципу и селективно уничтожающий только бактерии и грибки, без ущерба для клеток человеческого тела. Действие раствора протестировано в in-vitro-экспериментах. В данном случае активным веществом является противомикробный пептидополисахарид, который также притягивается к клеточной мембране, вызывая нарушение ее целостности – а значит, и гибель микроба. А поскольку в обоих случаях противомикробное действие основано на физическом разрыве клеточной мембраны, бактериям будет невероятно трудно выработать эффективный способ выживания. Форма жидкого раствора позволяет использовать такую противомикробную защиту в виде кремов и лосьонов для дезинфекции, а также для обработки серьезных или хронических ран. Ни одна бактерия, устойчивая к действию даже самых сильных антибиотиков, не устоит – лопнет.

Результаты этой части исследований опубликованы в журнале Advanced Materials.

Кстати, на разработку твердого полимерного покрытия и противомикробного раствора ушло пять лет. И $800 тыс.! А впереди еще более амбициозная цель – создание препаратов (на замену антибиотиков) для лечения смертельных пневмонии и менингита, вызванных супербактериями, что, несомненно, потребует куда больших капиталовложений.

Источник: www.computerra.ru