Апрель 2024

Психологическая помощь медикам в условиях эпидемии коронавируса

23 апреля 2015

Биохимики обратили вспять процесс образования опухолей

Аденокарцинома головки поджелудочной железы

Аденокарцинома головки поджелудочной железы (фото Public Domain)

Результаты нового исследования показали, что раковые клетки поджелудочной железы могут вернуться обратно к нормальному состоянию. Ученые добились этого путем введения белка под названием E47. Этот белок связывается со специфическими последовательностями ДНК и контролирует гены, участвующие в росте и дифференциации клеток.

Авторы исследования рассчитывают, что их научная работа даст надежду на новый подход к лечению более чем 40 тысяч людей, умирающих от онкологии поджелудочной железы ежегодно только в США.

Аденокарцинома поджелудочной железы является наиболее распространенной формой рака этого органа. Она в первую очередь вызывается мутацией в онкогене KRAS. Из-за этого клетки, секретирующие пищеварительный фермент (так называемые ацинарные клетки), дифференцируются в онкологические. У этого вида рака часто не обнаруживаются ранние симптомы, и он диагностируется уже на поздних стадиях, когда приводит к потере веса, болям в животе и желтухе.

«Впервые мы показали, что избыточная экспрессия единственного гена может уменьшить опухоль аденокарциномы поджелудочной железы и перепрограммировать раковые клетки в исходный тип клеток, – говорит ведущий автор исследования Памела Иткин-Ансари (Pamela Itkin-Ansari). – Таким образом, видно, что раковые клетки поджелудочной железы сохраняют генетическую память, и мы надеемся это использовать».

Команда из исследовательского института Сэнфорд-Бёрнхем, Калифорнийского университета в Сан-Диего и университета Пердью сгенерировала повышенные уровни E47, что поспособствовало остановке фаз роста G0/G1 и дифференциации обратно к фенотипу ацинарной клетки.

Затем исследователи провели эксперименты в естественных условиях на лабораторных мышах. Когда перепрограммированные раковые клетки были введены грызунам, их способность образовывать опухоли была значительно меньше, чем у необработанных клеток аденокарциномы.

«В настоящее время аденокарцинома поджелудочной железы при лечении обрабатывается так называемыми цитотоксическими агентами. Однако в среднем после постановки диагноза пациенты живут лишь шесть месяцев, и улучшения в результате терапии измеряются в днях, – комментирует соавтор работы доктор медицинских наук профессор хирургии Эндрю Лоуи (Andrew M. Lowy) из медицинской школы при университете Сан-Диего. – Тот факт, что мы можем вернуть эти раковые клетки обратно в безвредный фенотип, весьма обнадеживает. Тем более что терапия, базирующаяся на клеточной дифференциации, уже успешно используется для лечения острого миелоидного лейкоза и некоторых форм нейробластомы».

«Следующим шагом мы планируем проверить воздействие E47 на клетки, полученные из опухолевой ткани пациента: тогда мы увидим точно, сможет ли данный белок обеспечить новый терапевтический подход к лечению этого смертельного заболевания, – говорит Иткин-Ансари. – Кроме того, мы ищем молекулы и лекарственные препараты, которые могут вызвать избыточную экспрессию E47».

Научная статья была опубликована в журнале Pancreas.

Источник: Vesti.ru